От проблем в управлении к управлению проблемами! - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От проблем в управлении к управлению проблемами!

От проблем в управлении к управлению проблемами!

Система менеджмента качества ISO (Международная организация по стандартам), на просторах СНГ и Казахстана в частности, продолжает оставаться вещью достаточно противоречивой.

  • 25 Февраля 2004
  • 1323
Фото - Caravan.kz

Несмотря на свою всеобъемлющую позитивность, в странах бывшего СССР система внедряется достаточно тяжело, и с не большой охотой, особенно в сфере малого, среднего бизнеса.
К примеру, в Казахстане зарегистрировано без малого почти полмиллиона предприятий, фирм и компаний, однако при этом сертификатами ISO обладают около 100 из них.
Как правило, обладателями сертификатов являются субъекты крупного, реже среднего бизнеса, либо участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Да и то, потому что зарубежные партнеры выставили такие требования — им, естественно, хотелось бы получить хоть какую­то гарантию доверия.
Не так давно под патронажем республиканской Ассоциации качества (РАК) состоялась церемония награждения казахстанских предприятий, работающих с мировым знаком качества ISO. Отмечали, естественно, «самых­самых». Победителями стали крупные и крупнейшие казахстанские предприятия. В пламенных речах много раз говорили о важности развития данной системы, и о том, как важно работать с качеством, о том, что современные технологии менеджмента вполне позволяют контролировать производство качественной продукции и услуг. «Пора переходить от проблем в управлении к управлению проблемами».
Найти сегодня материал об ISO достаточно просто. Львиная доля этих материалов говорит обо всем положительном, что привносит собой внедрение системы управления качеством ISO. Казалось бы, пиар­кампании можно поставить твердую пятерку. Однако не все благополучно обстоит с внедрением западной системы. Возникает классический философский вопрос: почему?
Быть может, отечественный бизнес до сих пор живет «в маленьких штанишках» и не успел отойти от сохи? Не дорос до понимания материи более высокого порядка? Может, не хватает стимула? Лишняя «головная боль» нагрузка и расходы для администрации предприятия?
Гульжан Турдалиева, президент республиканской Ассоциации качества (РАК) в интервью Караван.kz сказала, что основная причина, которая тормозит развитие внедрение стандартов ISO среди субъектов малого и среднего бизнеса заключается в низкой информированности. Следовательно, пока предприниматели «внизу» не владеют информацией, процесс не может сдвинуться с точки.
Многие консультанты, если не все, в унисон вторят, что внедрение стандартов ИСО однозначно пойдет на пользу любому предприятию — повысится эффективность работы и конкурентоспособность, менеджмент предприятия, конечное качество продукции и услуг. Если даже не идти на саму процедуру сертификации, то лишь внедрение стандартов должно произвести очевидные сдвиги. В общем, сплошной позитив.
Кроме того, само правительство сегодня пытается стимулировать предпринимателей внедрять данную систему при помощи выдачи преимуществ в налогах и на тех же тендерах. Но это, к сожалению, не работает. На тендерах, главным критерием для победы, в соответствии с Законом «О госзакупках», является самый низкий уровень цен без какого­либо аудита, мониторинга или контроля и учета качества закупаемой продукции.
Правительство, казалось бы, этим самым хочет уйти от коррупции и якобы сэкономить бюджетные деньги. Однако, как показывает практика, при слабом законе, только стимулирует ее, а казенные деньги выплачивают нечистым на руку дельцам.
История изобилует примерами, когда тендерная комиссия выбирала самый дешевый товар при низком качестве, либо отсутствии такового. К примеру, сегодня в армию поступает товар — обмундирование, провизия и т.д., которые не выдерживают никакой критики. Командование одной из части обратились к экспертам с целью оценки закупаемого обмундирования. Эксперты выяснили, что оно не отвечает никаким стандартам. В подошве сапог были использованы железные гвозди вместо латунных. В результате, гвозди быстро ржавели и подошва отпадала. Командованию части снова пришлось проводить тендер. И так тендер за тендером.
Бывали случаи, когда в поставляемом через тендер в войска нижнем белье были трусы с использованием автомобильной резины.
Тендерная комиссия забирает «откат» (от 5 до 30% от суммы тендера), предприниматель продает неликвидный товар, а страдает, как всегда, налогоплательщик и пользователь этого товара. И что самое интересное, парламентарии и минюст постоянно поддерживают и пропускают коррупцию в законе.
Следовательно, необходимость в соблюдении каких­либо систем качества отпадает автоматически. Правительственная декларация остается декларацией.
Как правило, когда говорят об ISO, сразу предполагают контроль качества в сфере бизнеса, промышленности и т.д. Однако история знает примеры, когда в органах власти — в акимате города Лисаковска (который был объявлен свободной экономической зоной) в свое время внедряли методы работы по системе ISO.
О результатах, к сожалению, не известно, потому что до сертификации дело не дошло. Казахстанские контрольно­надзорные органы, как известно, работают по принципу оценки конечной продукции, притом, что у них не всегда хватает научной и материально­технической базы для осуществления контроля. Следовательно, справки продаются с закрытыми глазами. Международная система менеджмента качества оценивает само предприятие и те методы, при помощи которых осуществляется производство товаров и услуг.
В этом заключается основная разница. Из этого вытекает, что казахстанские справки ни от чего не гарантируют, а западные стандарты оценки еще не внедрены в размерах хотя бы одной отрасли.
Для того чтобы сохранить за собой источник доходов, казахстанские государственные сертификационные органы пытаются «переделать» западные стандарты на свой манер. Причем, правила меняются с приходом нового руководителя, чего, в принципе, быть не должно. К примеру, в бытность СССР даже за перепечатку технических стандартов могли даже посадить в тюрьму. Дело в том, что при перепечатке легко допустить мелкую неточность — поставить запятую не в том месте в тех же цифрах, и тогда «фейерверк» обеспечен. Ничего хорошего, естественно, из такой «переделки» казахстанскими чиновниками от сертификации получиться не может, зато рождается гремучая бюрократическая смесь.
В чем же тогда заключается преимущество западных стандартов перед отечественными?
ISO оценивает не конечную продукцию, а качество организации предприятия и производства. Это самый большой участок, потому что сюда входит оценка всего предприятия. Международные стандарты оценивают качество менеджмента, глубину планирования, источники и обеспеченность ресурсами, профессиональный уровень персонала и методы повышения его квалификации, качество работы инфраструктуры, инженерных сетей, оборудования, программного обеспечения, связи. Понятно, что все это должно периодически проходить профилактику, подвергаться ремонту в случае необходимости, и всенепременно находиться в исправном состоянии.
Далее идет оценка организации производственного процесса продукции и/или услуг. Контроль качества конечной продукции является только частью стандартов ISO. Данный контроль включает в себя также и постоянную связь производителя с потребителями. То есть здесь включаются дополнительные рыночные, маркетинговые механизмы, без которых выжить практически не возможно. Другое дело, что маркетинговые исследования являются дополнительными расходами, и предприятие не всегда хочет идти на них.
Третий главный блок ISO направлен на постоянное улучшение, совершенствование и увеличение, как производства, так и конечной продукции. В конечном итоге, только большие объемы проданных товара и услуг влияют на снижение себестоимости и повышения рентабельности. Данный тактический ход также предусматривает, предупреждает и даже упреждает некоторые негативные моменты, к примеру, по части ЧС — пожары, аварии и многое другое, на что влияет пресловутый человеческий фактор. Зачастую легче сказать, на что он не влияет.
В Казахстане сертификационным органом ISO является швейцарская фирма SGS. У этой компании может быть не очень длинная, но достаточно пестрая история жизни в Казахстане. Она хорошо знакома казахстанским предпринимателям. Однажды, еще в бытность Гани Касымова главным таможенником, SGS занималась экспертной оценкой таможенной стоимости товаров на границе.
В связи с деятельностью компании, возник большой скандал, и фирму попросили удалиться. Но, видимо, руководители компании оказались тоже не лыком шиты и затребовали от казахстанского правительства отступные в 5 млн. долларов. И что самое интересное, неуступчивое казахстанское правительство выплатило монету, разумеется, из кармана налогоплательщиков.
Для наглядности развития системы ISO в мире, хотелось бы привести некоторую статистику. По данным РАК, в 2001 году Китай лидировал по количеству выданных сертификатов (10548). Вслед за Китаем по количеству выданных сертификатов следуют Италия (9298), Япония (6700) и Южная Корея (3891). И замыкает пятерку лидеров США — 2008 новых сертификатов. По различным оценкам, в России международными органами по сертификации сертифицировано от 400 до 700 предприятий, еще около 2000 предприятий прошли сертификацию у местных органов власти, на Украине — около 1000.
По сообщению ISO, количество организаций, прошедших сертификацию на соответствие стандартам серии ISO 9000 в 2002 году, увеличилось на 25 процентов (101985 сертификатов) и достигло 510 610 компаний в 161 стране мира.

Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com