Лилия Пухова не так давно оставила директорское кресло, но без работы не сидит, трудится в школе-экстернате. Корреспондент “КАРАВАНА” беседовала с ней о ее директорской деятельности, встрече с Президентом и о состоянии системы обучения.
Мы делим детей
– Вы стали директором в совсем молодом возрасте…
– Мне не было и тридцати, когда предложили должность директора школы. Я была в сомнениях, но безумно радовался мой отец. Он, немец, высоко расценил это предложение. И мне пришлось согласиться – не разочаровывать же отца. И я проработала директором школы 33 года.
– И вот однажды вас пригласили к Президенту…
– Предполагаю, что он сам решил вникнуть в особенности школьного образования через практиков.
– И что вы ему рассказали?
– Мы считаем, что оцениваем знания учеников по пятибалльной системе. Но это не так. На самом деле учитель пользуется всего тремя оценками: три, четыре, пять. Такой подход делит детей на отличников, хорошистов, троечников – удобную для взрослых и психологически тяжелую для детей. Я предложила выйти на рейтинговую балльную систему, где признаются и один, и два балла. Ученик – не двоечник, не троечник, просто у него низкие или высокие баллы по тому или иному предмету. То есть надо уйти от оценок к баллам.
Оптовый подход
– Что даст балльная система?
– Уйдем от ярлыков, которые угнетают и разрушают психику детей, вселяя в одних гордыню за отличные оценки, в других – неуверенность. Атмосфера в школе переменится. Дети бы с удовольствием учились, один бы набирал высшие баллы по ботанике, другой – по труду, видно было бы, кого к чему тянет, легче выбрать профессию.
Мы частично уже перешли на балльную систему, в ЕНТ и единица, и двойка засчитываются как балл. Это еще один аргумент в пользу перемен. Отметкой нельзя оценивать ребенка, он выше, разнообразнее, многограннее наших куцых однолинейных оценок. Пока у нас оптовый подход к ребенку, а пора бы переходить на индивидуальный.
Родитель платит дважды
– Знаю, что вы осуждаете репетиторство как явление. Почему?
– Да, я считаю, что это чуть ли не публичное признание государством своей неспособности учить детей. Получилось так, что родители платят дважды: сначала налоги государству, которые идут в том числе на подготовку учителя, а потом – репетитору за то, чтобы он научил ребенка. Как получилось, что в стране появилась огромная армия репетиторов, почему этот тревожный симптом нигде не обсуждается? Сложилась порочная система, в которой школе отведена вспомогательная роль. И первый вывод: учителю надо платить достойную зарплату, чтобы он отвечал за качество своей работы перед ребенком, родителями и государством.
– Исправит ли дело высокая зарплата?
– Вы правы, нужен комплексный подход. Репетитор просто натаскивает ученика, не развивает его, но… сейчас не делает этого и учитель. Причина? Из программы исчезли уроки повторения, а развивать мышление, логику, научить ученика рассуждать можно только при одном условии – когда материал понятен. Нет повторений – нет и навыков, и приложить свои школьные механические знания в жизни выпускник не может. Все на живульку, все обзорно! Так Личность не воспитаешь…