От этнической группы к политической нации - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От этнической группы к политической нации

От этнической группы к политической нации

В деле модернизации общественного сознания Ассамблее народа Казахстана отводится ключевая роль. О том, почему так случилось и при чем здесь смартфоны, нам рассказал член АНК, мажилисмен Ахмет МУРАДОВ.

  • 11 Октября 2017
  • 3220
Фото - Caravan.kz

– С тех пор как была опубликована программная статья Нурсултана НАЗАРБАЕВА, прошло почти полгода. Что значит понятие “модернизация сознания”?

– Процесс модернизации сознания на самом деле идет постоянно. С тех пор как 26 лет назад наша страна обрела независимость, мы формируем новое общественное сознание казахстанцев.

Сколько лет мы прожили в идеологии Советского Союза – пионерия, комсомол, партия… Духовно-нравственные ценности того времени так или иначе влияют на нас и сегодня.

В своей программной статье, если помните, Нурсултан Назарбаев четко обозначил свое мнение о том, что все существующие и прошлые идеологии – коммунизм, фашизм, либерализм – были ошибочными. Но во что тогда верить? Думаю, нам необходимо вернуться к истокам.

Я помню, как появилась ассамблея. Начиналось все с отдельных национально-культурных центров еще в конце 80-х годов прошлого века. Был закон, в соответствии с которым каждая этническая группа Казахстана формировала свой собственный мирок – национальный культурный центр. Их задачей было возрождение культуры, традиций, обычаев, языков и прочих атрибутов этнической идентичности. И это абсолютно нормально: человеку надо искать ответы на вечные вопросы: кто я? откуда родом? куда иду? Казахов, которые помогли выжить полякам, будут награждать

Так что появление национально-культурных центров было правильным решением. Они помогли сформировать в обществе важность духовных и этнических ценностей, уважение друг к другу. И как доказательство этому – создание самой Ассамблеи народов Казахстана в 1995 году. И то, что Президент сам возглавил эту организацию, служит подтверждением важности миссии национально-культурных центров в формировании мировоззрения казахстанцев, сохранении стабильности и межэтнического согласия в государстве. Ведь единство обеспечивается за счет учета интересов каждого, кто живет в Казахстане.

И, кстати, не случайно изначально наша организация называлась Ассамблеей народов Казахстана. Каждый этнос ощущал себя отдельным народом – немного оторванной от своей исторической родины, но тем не менее обособленной от других этносов группой.

Развитие событий, реализация политических задач, участие в самых разных процессах, то есть постепенная модернизация сознания, привели каждого к тому, что мы все – не отдельные народы, мы – единый народ Казахстана, с общей идеей и общими целями. Поэтому сейчас есть Ассамблея народа Казахстана, действующая на основе Закона “Об Ассамблее народа Казахстана”.

Это очень важно: вместе с названием поменялись и приоритеты. Мы решили, что строить казахстанское общество будем на основе гражданской идентичности, с учетом национальных интересов каждого казахстанца.

Так что к решению задачи, поставленной Президентом в своей статье “Рухани Жангыру”, мы шли 25 лет. И сейчас, я думаю, готовы двинуться по обозначенному пути.

– И в чем вы видите роль АНК?

– Если прочесть статью Президента, может сложиться впечатление, что она адресована исключительно казахам. Там говорится о сакральных казахских местах, о землях казахов, о Великих казахах. Но ведь какая штука получается: в 1944 году чеченцев и ингушей депортировали в Казахстан. За первые пять лет жизни здесь умерла почти половина людей. Такая статистика практически у каждого депортированного народа – корейцев, немцев… Сам казахский народ в это же время потерял половину своей нации. То есть по всей стране покоятся сотни тысяч наших предков. Будет ли для нас в таком случае казахская земля священной и сакральной? Безусловно! Равно как родной, потому что на ней появились мы сами, наши дети. Как сохранить межэтнические отношения и уметь прийти к согласию в спорах

И напоминание об этой общности истории и реликвий – одна из важных миссий ассамблеи.

Конкретные проекты, которые сейчас реализуются под эгидой АНК, призваны еще больше укрепить межэтническое согласие.

Например, проект “Туған жер” – когда бизнесмен развивает свою малую родину. Он не особо “раскручен” – никто не ходит с фанфарами и фейерверками, просто те, кто стал успешным и знаменитым, стараются помочь родному аулу или поселку.

И даже если кто-то уже давно не живет в том районе, желание что-то сделать для края, из которого вышел, в людях живет. Я лично разговаривал с чеченцами, которые когда-то жили в Казахстане, а сейчас живут в Чечне, в других регионах, рассказывал об этом проекте, о том, как они могут принять в нем участие. Могу сказать, что интерес есть.

Мы говорим о сакральных местах Казахстана. Для каждой веры здесь найдется своя реликвия. Все это в Казахстане есть, просто мы сами не всегда об этом знаем. Составление сакральной карты поможет и лучше узнать, и глубже понять историю нашей страны.

Мы, к большому сожалению, за 25 лет не создали общенационального проекта, куда могла бы встроиться молодежь. Чтобы молодые люди, участвуя в нем, понимали, что они причастны к благосостоянию своего народа, своего государства. И от них зависит будущее страны и народа.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы восполнить этот пробел.

– Как в вашем понимании должен выглядеть казахстанец в будущем?

– В своей статье Нурсултан Абишевич четко указал, что мы должны сохранить код нации. Но тут важно понимать, что речь идет о политическом толковании этого слова. Нация – это общность граждан, которые считают себя ответственными за страну и государство. На сессии Ассамблеи народа Казахстана он так и сказал, что его статья обращена ко всем казахстанцам.

У нас в стране в последние годы многие представители разных национальностей говорят: “Мен қазақпын”, общаются на казахском языке. И это правильно. Это дает им преимущества. Не финансовые, а моральные и цивилизационные. Человеческие. Таким людям проще раскрыться обществу, проще принять себя как его часть.

Но тут важно помнить, что наряду с казахским языком каждый должен владеть русским и английским. Потому что только так мы сможем стать людьми с новым мышлением, готовыми к тому рывку, о котором говорил Президент.

И на самом деле на это работают все казахстанские программы развития. Вот, например, “Цифровой Казахстан”. Это не просто смартфоны и телевидение. Это гораздо более глубинные процессы взаимодействия – когда не надо зависеть от расстояния и чиновников. Совсем скоро цифровизация даст возможность ввести автономные бюджеты для сельских акимов, а гражданам – контролировать государственные траты. Это для всех нас тоже модернизация – совсем новый уровень восприятия и понимания ответственности за свою судьбу, за землю, на которой живешь.

Поэтому и встала задача подготовить личность, готовую к вызовам времени: оснащенную технически, образованную и воспитанную на наших традиционных ценностях. И целеустремленную, способную к самосовершенствованию. Вот тогда мы действительно сможем обеспечить процветание как отдельных личностей, так и страны в целом.

– Как скоро этот процесс завершится и по каким критериям можно будет понять, что движемся мы в правильном направлении?

– Модернизация общественного сознания – это общенациональная задача и новая национальная идея. И трудиться над ее реализацией должны все казахстанцы.

Насчет сроков я бы сказал, что это процесс вечный. Каждое новое поколение будет меняться на базе достижений предыдущих.

А критерии… Вот, например, перед страной стоит задача войти в тридцатку развитых стран мира. Действительно, у многих из них очень развита экономика, но есть некоторые ценности этих стран, которые, я полагаю, никогда не станут ценностями Казахстана.

Во всяком случае, некоторые либеральные ценности, которые уже закрепляются законами в США и странах Европы, и народ Казахстана, и ассамблея не воспримут именно в силу традиций и духовности.

Вот, например, сейчас мы работаем над Законом “Об обороте наркотических и психотропных веществ”. Я не думаю, что мы допустим, чтобы в нашей стране были такие вещества в свободном обращении. Или вряд ли пройдет, если кому-то взбредет в голову обсуждать семейно-брачные отношения в отличном от традиционного понимания ключе. У нас сложилось свое духовное наследие и мировоззрение, которые лежат в основе большого плана по продвижению народа в глобальный мир без потерь своей идентичности.

Астана