От аренды - до собственности - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+5 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
От аренды - до собственности

От аренды - до собственности

Страна ждет арендное жилье… Еще год-два назад это утверждение показалось бы обывателю абсурдным, поскольку никто не мог постичь смысл фразы "арендное жилье". Теперь многие понимают, что это - шанс приобрести современную квартиру в хорошем районе столицы или города Алматы по нормальной, адекватной цене.

  • 23 Апреля 2010
  • 9291
Фото - Caravan.kz

Пусть со временем, не сразу. Пусть сначала в аренду, и лишь потом — в собственность. До сих пор вопросов, как это сделать и насколько выгодно вкладываться в арендную квартиру, было больше, чем ответов. Теперь вы можете получить информацию, что называется, из первых рук. На вопросы делового еженедельника «Миллионер» ответил председатель правления Фонда недвижимости «Самрук-Казына» Госман Амрин.
Вопрос #1. С какого времени и по какому адресу в г. Алматы можно подавать документы на получение арендного жилья? Какие требования к гражданам? Какова стоимость кв.м и длительность периода оплаты?
Могут ли сотрудники АО «Агентство «Хабар» участвовать в программе? Когда будет проходить заселение? И еще, будьте добры, ответьте на такой вопрос: насколько достоверна информация о том, что некоторые люди уже получили арендные квартиры и платят всего по 25-30 тыс. тенге ежемесячно?

Ответ: Прежде всего, хочу отметить, что в настоящее время в Казахстане реализуется две программы арендного жилья. Одна из них осуществляется местными исполнительными органами (акиматами). Основными получателями квартир в аренду по этой программе являются приоритетные категории населения (в т.ч. социально уязвимые), и стоимость выделяемых для данных категорий граждан квартир достаточно низкая. Кроме того, арендное жилье от акиматов предоставляется во временное пользование и не может быть приватизировано.
Между тем Фонд недвижимости реализует жилье в аренду на коммерческих условиях и ориентируется исключительно на платежеспособное население (социальный статус и место работы при этом не учитываются). Размер арендных платежей за квартиры в объектах Фонда недвижимости зависит от цены, по которой Фонд выкупал помещения у застройщиков. И учитывая, что средства на выкуп выделены из Национального фонда на условиях кредитования, Фонд будет реализовывать квартиры по стоимости не ниже выкупной.
Прежде всего, все, кто претендует на жилье от Фонда, должны подтвердить свою платежеспособность. Платежеспособность определяется из показателя максимальной суммы арендного платежа (МСАП), рассчитываемого АО «Жилстройсбербанк Казахстана» (ЖССБК). Если Вы вносите первоначальный взнос, в зависимости от его величины, сумма платежа будет уменьшена. Если Ваша платежеспособность позволит Вам оплачивать арендную плату регулярно и в срок, Вы сможете подать заявление на получение квартиры. Например, стоимость одного квадратного метра в аренду с выкупом за квартиры в объектах Астаны, которые уже реализуются населению, составляет 1 366 тенге в ЖК «Акжайык» и 1 038 тенге в ЖК «Аль-арка» (подробнее об условиях http://www.kazproperty.kz/rus/marketnews/33).
При этом ежемесячный минимальный арендный платеж составляет 60 242 тенге за 1-комнатную квартиру в ЖК «Акжайык» и 50 103 тенге за 1-комнатную квартиру в ЖК «Аль-арка».
Кроме того, претендовать на квартиры с правом выкупа могут исключительно граждане Республики Казахстан. Иностранцы и лица без гражданства имеют право только на получение квартиры в аренду.
Жилье предоставляется только лицам, у которых нет в собственности жилья (не менее 1 календарного года) или существует необходимость в улучшении жилищных условий (менее 18 кв. м общей площади жилья на 1 человека) в населенном пункте, в котором заявитель намерен получить квартиру.
В настоящее время программа реализации квартир в объектах Фонда недвижимости действует только в Астане, что связано с высоким уровнем готовности объектов в столице. Фонд недвижимости будет осуществлять дальнейшее распределение квартир в объектах по мере их сдачи в эксплуатацию. Согласно графику, первый объект в Алматы будет сдан предположительно в конце 2010 года, именно тогда мы и начнем прием заявлений от населения. Об этом обязательно будет отдельно объявлено через СМИ.
Вопрос #2. Здравствуйте!!! Какой пакет документов необходимо собрать, куда сдавать и к какому времени??? Могу ли я претендовать на такое жилье, если являюсь матерью-одиночкой?
Ответ: Реализация квартир в первых двух объектах Фонда недвижимости в Астане стартовала 12 апреля 2010 года. Прием документов будет осуществляться до 12 мая 2010 года. Реализация квартир в других объектах будет производиться по мере их ввода в эксплуатацию. Более подробно об объектах Вы можете узнать на сайте http://www.kazproperty.kz в разделе «Проекты».
Пакет документов, необходимых для подачи и рассмотрения заявления, делится на две группы. Для расчета максимальной суммы арендного платежа (МСАП), который производится в ЖССБК, вам понадобятся:
1. Согласие Заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать, на проверку кредитной истории и выдачи кредитным бюро кредитного отчета о нем другим лицам согласно форме Организации;
2. Согласие Заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать, на проверку пенсионных платежей;
3. Оригиналы и копии удостоверений личности Заявителя и членов его семьи;
4. Оригиналы и копии РНН Заявителя и членов его семьи;
5. Оригиналы и копии СИК Заявителя и членов его семьи;
6. Оригиналы справок о заработной плате с места работы Заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев;
7. Оригиналы и копии документов, подтверждающих иные доходы Заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев;
8. Оригиналы выписок о пенсионных отчислениях Заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев;
9. Оригинал и копия свидетельства о заключении брака, расторжении брака, свидетельства о смерти супруга/супруги (при наличии супруги/супруга);
10. Оригиналы и копии свидетельств о рождении детей (при наличии детей);
11. Оригиналы и копии договоров банковского займа Заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать, с приложением графиков погашения, в случае наличия имеющихся обязательств по займам в банках;
Индивидуальным предпринимателям необходимо предоставить дополнительно следующие документы:
12. Оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя;
13. Оригинал и копия патента, при налогообложении на основе Патента;
14. Копия налоговой декларации за последние 6 месяцев.
Примечание: Оригиналы документов указанных в пунктах 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, настоящего приложения возвращаются Заявителю после сверки их с копией документа.
В Управляющую Компанию для регистрации Вашей анкеты требуется предоставить следующие документы:
1. Оригиналы и копии удостоверений личности Заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать;
2. Оригиналы и копии РНН Заявителя и членов его семьи, которые будут совместно с ним проживать;
3. Оригинал справки регистрирующего органа об отсутствии обособленного жилого помещения (лица, желающие улучшить жилищные условия, предоставляют справку о том, что имеющееся жилье у Заявителя является единственным) и отсутствии сделок с жилыми помещениями в течение 1 календарного года в данном населенном пункте. При этом справку нужно будет получить уже после первой публикации объявления о начале приема заявок на конкретный объект;
4. Оригинал и копия свидетельства о заключении брака, расторжении брака, свидетельства о смерти супруга/супруги (при наличии супруги / супруга);
5. Оригинал и копия свидетельства о рождении детей (при наличии детей);
6. Копия показателя МСАП Заявителя, рассчитанного ЖССБК;
7. Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на имеющееся жилье, технического паспорта жилища, регистрационной книги (для лиц, желающих улучшить жилищные условия).
Примечание: Оригиналы документов указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 настоящего приложения возвращаются Заявителю после сверки их с копией документа.
Вопрос #3. Здравствуйте! Как и от кого можно получить информацию по арендному жилью? Если можно, дайте пожалуйста контактные телефоны консультантов.
Ответ: Подробная информация о программе, в том числе текст Правил, разъяснение по процедуре распределения и данные о стоимости реализуемых квартир, размещена на веб-сайте Фонда недвижимости http://www.kazproperty.kz. Также Вы можете получить консультацию в Управляющей компании Фонда недвижимости ТОО «ФН менеджмент» по телефону +7 (7172) 63 43 64 или по адресу: г. Астана, левый берег реки Ишим, ул. Орынбор, д. 21/1, офис 2.
Вопрос #4. Мы — молодая семья, у нас двое детей. Мы хотим приобрести свою квартиру по программе «Арендное жилье», но у меня зарплата 75.000, а у мужа ИП! Подходим ли мы по условиям и каковы критерии? Где можно получить грамотную консультацию? Какие сроки у этой программы?
Ответ:Требований к месту работы нет. Главное, чтобы Вы и Ваш супруг могли документально подтвердить свой доход. Если Ваша платежеспособность позволит Вам оплачивать арендную плату регулярно и в срок, Вы сможете подать заявление на получение квартиры.
Вопрос #5. Если я индивидуальный предприниматель, то как я могу получить в аренду коммерческую недвижимость? Имеют ли значение налоговые отчисления, характер деятельности? Задолженностей нет.
Ответ: Да, согласно Правилам реализации жилых и коммерческих помещений в объектах Фонда недвижимости индивидуальный предприниматель может претендовать на получение коммерческих помещений. При этом коммерческие помещения предоставляются в аренду Управляющей компанией Фонда (ТОО «ФН менеджмент») без подтверждения платежеспособности и вынесения на рассмотрение Жилищной комиссии. Обязательным условием является внесение на счет Управляющей компании гарантийного платежа, равного 3 месячным арендным платежам.
Налоговые отчисления имеют значение — Заявитель должен представить справку об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет при налогообложении на основе упрощенной декларации.
Что касается характера назначения, то при рассмотрении заявки на получение коммерческой недвижимости путем аренды приоритет предоставляется заявкам, предусматривающим использование помещений на цели, определенные застройщиком при проектировании здания, а также на организацию учреждений, направленных на обслуживание населения и развитие инфраструктуры.
Вопрос #6. У меня трое детей, я их воспитываю одна. На какие льготы я могу претендовать? Подхожу ли я по условия? В акимате Алмалинского района мне отказали в получении квартиры в порядке очереди, поэтому я хотела бы приобрести квартиру по программе «Арендное жилье».

Ответ: См. ответ на вопрос №1.

Вопрос #7. Ответьте пожалуйста на мои вопросы!
1. Существует ли возрастной ценз на приобретение арендого жилья?
2. Началась ли программа в Алматы и куда обращаться?
3. Необходим ли гарант, если доход небольшой?
4. Слышала, что для приобретения арендного жилья не должно быть собственного жилья в течении последних 5 лет, а у меня нет 4 года. Могу ли принять участие в программе?

Ответ: При рассмотрении заявлений на получение квартир в объектах Фонда недвижимости возрастные ограничения не выдвигаются.
В настоящее время программа реализации квартир в объектах Фонда недвижимости действует только в Астане, что связано с высоким уровнем готовности объектов в столице. Фонд недвижимости будет осуществлять дальнейшее распределение квартир в объектах по мере их сдачи в эксплуатацию.
Прежде всего, все, кто претендует на жилье, должны подтвердить свою платежеспособность. При этом учитываются только документально подтвержденные доходы Заявителя и членов семьи, которые будут совместно проживать с Заявителем.
Квартира предоставляется лицам, у которых нет в собственности жилья (не менее 1 календарного года) или существует необходимость в улучшении жилищных условий (менее 18 кв. м общей площади жилья на 1 человека) в населенном пункте, в котором заявитель намерен получить жилье.
Вопрос #8. Здравствуйте! Моя дочь (26 лет) — сотрудник органов внутренних дел. Живет и работает в г.Алматы. Она мать-одиночка, воспитывает сына, которому 3,5 года. Зарплата — 50 тыс. тенге. Может ли она претендовать на арендное жилье?Заранее благодарю Вас за ответ.
Ответ: В настоящее время программа реализации квартир в объектах Фонда недвижимости действует только в Астане. Отдельно хочу сказать, что средняя стоимость квартиры в аренду с выкупом по всем объектам Фонда недвижимости эконом-класса составит 1035 тенге за 1 кв. м, или 50 497 тенге за 1-комнатную квартиру общей площадью 48,8 кв. м. Опять же отмечаю, что это примерная стоимость: в каких-то жилых комплексах стоимость будет ниже, в каких-то — выше. Окончательный размер арендного платежа будет определяться для каждого жилого комплекса в отдельности после того, как он будет введен в эксплуатацию.
Вопрос #9. Могу ли я претендовать на получение арендного жилья с правом выкупа, если мой доход не превышает 60 тыс. тенге, но с помощью созаемщика, имеющего такой же доход? Какие документы необходимо собрать для этого?
Ответ: Учитывайте, что рассматриваются только документально подтвержденные доходы Заявителя и членов семьи, которые будут с ним совместно проживать.
Список документов приведен в ответе на вопрос №2.
Вопрос #10. Добрый день! Скажите пожалуйста, какие документы необходимы для приобретения квартиры по программе «Арендное жилье» и имеет ли значение прописка? Нужен ли гарант? Заранее спасибо.
Ответ: Для получения жилья в объектах Фонда недвижимости в аренду с выкупом прописка не требуется, кроме случаев, когда Заявитель претендует на получение жилья для улучшения жилищных условий.
Что касается гаранта, то при расчете платежеспособности учитываются документально подтвержденные доходы Заявителя и совместно с ним проживающих членов семьи. Также согласно Правилам реализации жилых и коммерческих помещений Заявитель может внести первоначальных платеж в размере не более 50% от стоимости квартиры, что повысит уровень его платежеспособности.
Список документов приведен в ответе на вопрос №2.
Вопрос #11. Ну вот будет у вас спрос на арендное жилье больше, чем вы могли себе представить даже в самых оптимистичных прогнозах (а это будет!), и что вы будете делать? Как будете его удовлетворять?
Ответ: Следует отметить, что основной задачей Фонда недвижимости в рамках государственных антикризисных мер является финансирование строительства незавершенных объектов в Астане, Алматы и Алматинской области. Удовлетворение спроса на арендное жилье (в случае возникновения такового) может быть рассмотрено как одно из перспективных направлений развития Фонда недвижимости в будущем.
Мы также не предполагаем чрезвычайно высокий спрос на арендное жилье по рыночным ценам. Это связано с ментальностью населения Казахстана, где все стараются приобрести недвижимость в собственность и низкой мобильностью труда в Казахстане.
Вопрос #12. Здравствуйте! Ответьте пожалуйста на мои вопросы!
1. Слышала, что для приобретения арендного жилья не должно быть собственного жилья в течении последних 5 лет. Я оформила дарственную на квартиру в г. Уральск на маму в 2008 году. Могу ли принять участие в программе?
2. Я — государственный работник, муж в частной сфере. С 01.05 2010 г. ухожу в декретный отпуск. Можем ли мы оформить документы на арендное жилье?

Ответ: Прежде всего, все, кто претендует на жилье в аренду и аренду с выкупом объектах Фонда недвижимости, должны подтвердить свою платежеспособность. При этом учитываются только документально подтвержденные доходы Заявителя (за последние 6 календарных месяцев) и членов семьи, которые будут совместно проживать с Заявителем. Место работы значения не имеет.
Квартиры предоставляется лицам, у которых нет в собственности жилья (не менее 1 календарного года) или существует необходимость в улучшении жилищных условий (менее 18 кв. м общей площади жилья на 1 человека) в населенном пункте, в котором заявитель намерен получить квартиру.
Вопрос #13. Какие категории граждан могут претендовать на арендное жилье? На каких условиях и в какой период времени можно будет затем выкупить арендное жилье?
Ответ: О том, какие категории граждан могут претендовать на арендное жилье — см. ответы выше.
Договор аренды заключается не менее чем на один год, а размер ежемесячного платежа фиксируется на весь период аренды. При обоюдном согласии сторон договор аренды автоматически продлевается по истечению срока.
Договор аренды с выкупом заключается сроком до 13 лет. Арендатор получает право досрочно выкупить арендуемое помещение только после 5 лет аренды. При подписании договора аренды, а также в течение первых 5 лет арендатор может внести первоначальный взнос и/или досрочно погасить часть стоимости помещения. При этом размер досрочного погашения не может превышать 50% от стоимости продажи помещения. После подписания договора аренды и аренды с выкупом арендатор должен внести на депозит 4 месячных арендных платежа, средства которого будут расходоваться в том случае, если арендатор не будет исполнять условия договора.
Также квартиры, полученные в аренду или аренду с выкупом, запрещается сдавать в субаренду, т.е. арендаторы должны использовать жилье по назначению, а не передавать в последующую аренду третьим лицам.
Вопрос #14. В каких районах Алматы и Астаны будет предлагаться арендное жилье? Проверяете ли вы качество строительства? Многокватирные дома будут полностью предназначены под арендное жилье или только часть квартир в них?
Ответ: Фонд недвижимости финансирует завершение строительства объектов в Астане, Алматы и Алматинской области. С полным перечнем объектов, а также их характеристиками Вы можете ознакомиться на веб-сайте Фонда (http://www.kazproperty.kz/rus/projects/).
Фонд недвижимости осуществляет финансирование завершения строительства путем выкупа свободных помещений (как жилых, так и коммерческих) в объектах жилищного строительства. Во многих жилых комплексах часть квартир уже выкуплена дольщиками.
В соответствии с Указом Президента о Государственной программе жилищного строительства Фондом недвижимости были выработаны требования к безопасности, экономичности и комфортности, предъявляемые к финансируемым объектам строительства. В процессе финансирования объектов незавершенного строительства Фонд недвижимости осуществляет контроль хода строительства. Институт супервайзеров (инспекторов на каждом объекте) контролирует объем, качество и сроки выполнения строительно-монтажных работ. Целевое использование денежных средств застройщиками обеспечивается за счет системы специальных счетов, а также финансирования по фактическому выполнению работ.
Вопрос #15. Можете дать полный расклад, в какую сумму человеку может оботись, например,однокомнатная квартира, если человек будет ее снимать пять лет, а затем решит выкупить? Уже уплаченный арендный платеж за 60 мес. будет вычитаться из общей стоимости квартиры?
Ответ: Возьмем для расчета жилье эконом-класса с арендным платежом в 1 147 тенге за 1 кв.м. Площадь средней однокомнатной квартиры примерно 50 кв.м. Получается, что в месяц человек должен платить 57 373 тенге и так в течение 60 месяцев. После 5 лет арендатор сможет выкупить квартиру за 4,35 млн. тенге. При этом арендные платежи, внесенные за 60 месяцев, вычитаются из общей стоимости квартиры.
Вопрос #16. Будет ли меняться цена выкупа квартиры в зависимости от ситуации рынке недвижимости? Не станут ли цены на арендное жилье, как это было четыре-пять лет назад, спекулятивно расти, и большинство участников программы не смогут в конечном счете выкупить арендные квартиры?
Ответ: Договор аренды с выкупом заключается сроком до 13 лет, при этом сумма зафиксирована на весь срок аренды. Арендатор получает право досрочно выкупить арендуемое помещение только после 5 лет аренды. При подписании договора аренды, а также в течение первых 5 лет арендатор может внести первоначальный взнос и/или досрочно погасить часть стоимости помещения. При этом размер досрочного погашения не может превышать 50% от стоимости продажи помещения.
Вопрос #17. Планируете ли в рамках этой программы выкупать у застройщиков малогабаритные одно- двухкомнатные квартиры: во-первых, их не хватает на рынке, во-вторых, цена и на аренду, и полный выкуп будет для нуждающихся в жилье более доступной.
Ответ: В процессе принятия решения о финансировании того или иного объекта незавершенного строительства Фонд недвижимости, в первую очередь, приобретает малогабаритные квартиры, которые будут иметь повышенный спрос и ликвидность на рынке. Так, более половины квартир в объектах, по которым Фонд недвижимости заключил договоры, являются 1- и 2-комнатными, что снижает риски по портфелю в целом.