Как всякой деятельной личности, Батырхану Шукенову не сидится на одном месте. Сейчас в Казахстане он ведет переговоры о новых телепроектах, а в российской столице вот-вот пройдет презентация его альбома. В постоянных перемещениях между Алматы, Москвой и Санкт-Петербургом его практически всегда сопровождает супруга, с которой Батыр связал свою жизнь полтора года назад.
Альбом за альбомом
– Батырхан, можно ли сказать, что пауза в четыре года после выхода альбома “Твои шаги” связана с тем, что вы стали семейным человеком?
– Не думаю. Здесь нужно очень четко понимать следующее: если для музыканта на Западе выпуск альбома – это какое-то ощутимое событие, после чего он получает доход от продажи дисков и притом может спокойно отдыхать, думать о следующей пластинке или делать тур, то для музыкантов постсоветского пространства выход диска абсолютно никак не ощущается. Приходится вкладывать много средств в аранжировки, съемки клипов, ротации, и, что касается материальной стороны, альбом обходится даже не в ноль, а абсолютно точно в минус.
– Ваша новая пластинка “Осторожно, милая девушка!” вышла сразу в нескольких странах – кроме Казахстана – это Россия, Белоруссия, Украина. Как вы решили осваивать соседние рынки?
– Те слушатели, которые помнят меня по A’Studio, никуда ведь не исчезли. Они живут в разных странах СНГ. Поэтому мой диск может стать для них сюрпризом и продемонстрирует, что работа делается. Слава Богу, у меня есть постоянные концерты и за пределами Казахстана. Несколько лет назад крупнейшая российская рекорд-компания “Монолит” решила сотрудничать со мной. Два последних года шла плотная студийная работа. И вот в мае вышел альбом.
Могу сказать, что вслед за ним, ориентировочно в июне, выйдет еще один диск – “Все пройдет”. В него войдут как старые, так и новые песни, которые появлялись примерно в течение последних десяти лет. И если “Осторожно, милая девушка!” получился танцевальным, то второй диск звучит мягче и привычнее для моей аудитории. Он выдержан в более спокойной и мелодичной стилистике.
Как ты понимаешь, процесс создания песен происходит перманентно. И, например, уже сейчас готовится еще один альбом.
– Планируются ли концерты и туры в поддержку диска?
– Да, в ближайшие две недели в Москве состоится презентация. И если все будет хорошо, то, вероятно, будут еще какие-то концерты. Но это ответственность рекорд-компании.
– А что насчет Алматы? Я помню, как проходила презентация диска “Твои шаги”. Это был большой концерт с участием Владимира Преснякова, Севары Назархан, Далера Назарова, который длился более четырех часов и напоминал целый фестиваль. Честно говоря, мы соскучились по таким выступлениям.
– Возможно, в конце октября мы планируем провести презентацию в Алматы. Однако у меня есть определенное видение того, как должно происходить такое большое действо. Чтобы его осуществить, как всегда, нужны средства для аренды зала, аппаратуры, приглашения музыкантов. Кроме того, очень актуален вопрос площадки. Дворец Республики сейчас на ремонте. Где делать концерт? То есть, организовывая такое масштабное мероприятие, надо в первую очередь думать о зрителе и учитывать множество компонентов. Если все совпадет, то концерт обязательно состоится.
Ценность народной музыки нивелируется
– Ваш первый сольный диск – “Отан ана” – произвел огромное впечатление на нашу публику. В том смысле, что казахоязычная музыка на нем была представлена так, какой мы давно ее не слышали… Что-то будете продолжать делать в этом направлении?
– Конечно. В данный момент идет работа над песней “Аманат”, написанной известным композитором Куатом Шильдебаевым. Это третья вещь из задуманной нами трилогии, куда уже вошли “Отан ана” и “Сагым дуние”. Демо-трек готов, мы планируем записать его с живым оркестром. Также готов сценарий клипа. Его режиссером, как и ранее, выступит Дин Махаматдинов.
Но мы не можем опускать поставленную некогда планку качества. Хочется, чтобы работа проходила на таком же высоком уровне. То есть клип должен сниматься на кинопленку, нужно привлекать лучших специалистов. И поскольку бюджет немаленький, мы обратились к спонсорам, которые рассматривают вопрос инвестирования клипа.
Если говорить об альбоме с песнями на казахском языке, то, возможно, он будет издан в этом году.
– Я интересуюсь современной казахской музыкой, и мне кажется, наши музыканты теряют связь с корнями. И если не вы с вашим авторитетом будете пропагандировать высокие стандарты в этом направлении, то я даже не знаю, кто еще…
– Вопрос очень многослойный и непростой. Получается следующее: есть оркестр народных инструментов, который играет кюи Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой и других наших классиков. Также есть направление, в котором автор, такой, например, как Куат Шильдебаев, создает композиции, основанные на знании казахских народных песен.. Есть, к примеру, проект The Magic of nomads, который использует фольклор и подает его в красивом оформлении, доступном западному слушателю. Есть джазовое направление, когда такая музыка подается через призму современных гармоний, но при этом бережно сохраняется основа. Это делалось еще во времена группы “Арай”. И, слушая те записи, можно обратить внимание на профессиональное исполнение высокого уровня таких сильнейших инструменталистов, как Булат Сыздыков, Байгали Серкебаев. Они относились к народной музыке со всей осторожностью и бережностью. К сожалению, во многих инструментальных композициях, которые сейчас звучат в эфире, не чувствуется глубины и понимания этого вопроса.
Я сравниваю фольклор со святым родником, который пробивает времена и живет своей жизнью. Проходят годы, меняются эпохи, а он остается. И люди, которые начинают лапать его грязными руками, обрамляя в какие-то дешевые аранжировки, наносят огромный вред, во-первых, самой музыке, во-вторых, слушателям, которые считают, что это настоящее народное наследие. И такая халтура выходит наружу, когда программные директора радиостанций почему-то с этим соглашаются, ставя подобные подделки в эфир. Тем самым вся ценность народной музыки нивелируется.
Пугачева с гордостью говорила…
– Вы сейчас упомянули “Арай”. В 70–80-е годы на весь Советский Союз был известен джазовый коллектив Тахира Ибрагимова “Бумеранг”, который также брал за основу народную музыку. Может, сейчас время такое наступило в Казахстане, что профессиональные музыканты подались в быстрые заработки и перестали развивать традиции?
– Не думаю, что это происходит только у нас. Скорее это глобальный процесс. То есть мода на поверхностную музыку повсеместна. Недаром говорят, что лучшие годы для музыки уже давно прошли, в 70–80-х годах. Сейчас услышать что-то ценное очень сложно, потому что такие вещи, к сожалению, не попадают на радио.
Но тем не менее мои друзья, которые бывают на международных музыкальных фестивалях, говорят о том, что живая музыка очень нужна людям. Когда публика ее слышит, то не может оторваться. Это и есть то исконное, что трогает сердца и души людей. Народная музыка несет в себе огромный заряд, энергию и может рассказать о традициях нации, ее философии. Поэтому о ней никак нельзя забывать. Будь ты классический, джазовый, эстрадный музыкант или диджей, не важно, твое творчество должно иметь основу.
– К разговору о продвижении нашей музыки за пределами Казахстана. Как-то мы общались с Макпал Исабековой о ее планах выхода на российский рынок, тогда она сказала интересную фразу: “Пора приучать россиян к нашим узкоглазым лицам”. То есть казахстанским артистам сложно пробиваться просто потому, что тамошняя публика отвыкла видеть азиатов на телеэкране?
– Думаю, во времена Советского Союза такая фраза даже не появилась бы. В то время существовало настоящее уважение к другим народам, культурам, лицам, и в первую очередь рассматривался талант. Юная Роза Рымбаева спела на крупном конкурсе так, что победила, и ее сразу полюбила вся страна. Но, чтобы это произошло, нужна была соответствующая атмосфера. У людей тогда были абсолютно другие ценности и приоритеты. Когда случилось землетрясение в Ташкенте, весь Союз прилетал и строил этот город. В Казахстане все вместе поднимали целину. Это было настоящее единение народов, уважение и взаимовлияние культур.
Потом, когда страны захотели независимости, эта энергия стала уходить. Сейчас, возможно, происходит обратное, когда люди возвращаются к мысли, что гораздо больше вещей нас объединяет, нежели разъединяет. В прошлом году мне позвонили с Первого канала и предложили исполнить в передаче “ДОстояние РЕспублики” песню “Мой адрес – Советский Союз”. И я пел ее вместе с Сосо Павлиашвили, Гариком Мартиросяном и Димой Маликовым.
Думаю, придет время, когда азиатские лица будут спокойно появляться в эфире. Тем более такое уже было. Песни “Нелюбимая”, “Джулия” без проблем звучали повсюду. И тогда Алла Борисовна с гордостью говорила, что это ребята из Казахстана.
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)