Остаются самые… выносливые - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Остаются самые… выносливые

Остаются самые… выносливые

Скорая помощь вновь попала под внимание, даже под критику прессы. Врачей из скорой медицинской помощи обвиняют во многих грехах: в шантаже и вымогательстве взяток.

  • 27 Февраля 2004
  • 1339
Фото - Caravan.kz

В том, что они скрывают от больных медикаменты. В том, что не могут разобраться с диагнозом, и в результате — не отличают вирусную инфекцию от простуды.
В результате появляется страх не столько перед болезнью, сколько перед доктором. Жалуются на то, что некоторые врачи допускают грубость. На то, что «очень долго» едут на вызов. На то, что не разуваются, когда заходят на порог к пациенту. И еще много в чем…
Доктора, которые сами непосредственно дежурят на вызовах, подтверждают, что на них действительно часто жалуются. Кроме того, часто приходится часто выслушивать «разгромную» критику и от начальства.
Однако руководители алматинской станции скорой медицинской помощи (ССМП) опровергают своих подчиненных. Валентина Кульмухаметова, заместитель главного врача алматинской ССМП, в интервью Караван.kz, сказала, что в среднем одна жалоба приходится на 5-6 благодарностей. «Так, что на самом деле благодарят чаще, чем ругают». А начальство критикует, чтобы указать на некачественную работу, а не для того, чтобы критиковать — обычный рабочий момент.
По поводу дефицита медикаментов и медицинского оборудования Валентина Кульмухаметова сказала, что на сегодняшний день медики скорой помощи обеспечены всем необходимым. Она призвала не верить всем тем, кто говорит о дефиците инструментария и медикаментов. ССМП на сегодняшний день финансируется из средств алматинского городского бюджета на 95-99 процентов.
В прошлом году расходы ССМП только на медикаменты составили 18 млн. тенге. Причем данная сумма была заявлена самими медиками. В данном случае «дали столько, сколько попросили». Не пришлось просить верблюда, чтобы дали овечку. За редким исключением сегодня у медиков может не оказаться каких­либо препаратов, лекарств или чего­то еще. Дефицит может быть связан с тем, что Минздрав не закупил что­то на тендере или поставщики не доставили требуемый заказ. Может оказаться и так, что большинство компаний отказываются поставлять инструменты или медикаменты в силу каких­либо непреодолимых условий.
Не так давно в прессе появилась публикация по поводу того, что в биксе у доктора не оказалось какого­то препарата. В соответствии с общими правилами ССМП, набор медикаментов доктора должен составлять 80 наименований лекарств. По словам руководства ССМП, набор из 80 наименований вполне достаточен, в противном случае, доктор на вызов ездил бы не с медицинской сумкой, а с тележкой, потому что нужно было бы возить с собой целые коробки ампул и таблеток.
Сегодня на средства местного бюджета ССМП оснастили современной техникой по последнему слову, средствами связи, компьютерами. К примеру, реаниматоры пользуются услугами сотовой связи. К числу проблем можно отнести дефицит автотранспорта. Ежесуточная потребность ССМП составляет 114 машин. Парк спецАТП, обслуживающий скорую помощь, располагает примерно 100 автомобилями. Следовательно, нехватка составляет около полутора десятка авто.
Ежесуточно на станцию скорой помощи поступает около 300 вызовов. С одной стороны ССМП не хватает автотранспорта, с другой стороны штат персонала скорой помощи укомплектован примерно на 70 — 80%.
Дефицит штата медперсонала особенно отчетливо чувствуется в период большой нагрузки, т.е. увеличения числа вызовов. По словам Валентины Кульмухаметовой, ежегодно, как правило, нагрузка на ССМП увеличивается примерно на 10 — 15%. Если исходить из этой средней цифры, то, к примеру, для сравнения, прошедший 2003 год был не таким «загруженным» — нагрузка увеличилась на 8%. Но это если сравнение выстраивать в отношении одного года. А если нагрузку сравнивать с периодом 3 лет, то по сравнению с 2000 годом, она увеличилась на 26%. И эта тенденция стабильна. Если каждый год число обращений будет увеличиваться, то в течение, к примеру, 5 лет, она увеличится на 40% соответственно. Обращения населения к медикам растут, а число медперсонала не увеличивается.
Руководство ССМП связывает стабильный рост обращений в скорую помощь с несколькими факторами. Первопричиной здесь называется неудовлетворительная работа амбулаторий. В районные или городские больницы и поликлиники еще нужно добраться, отстоять длинную очередь и прочая бюрократия.
Кроме этого, есть пациенты, которые вызывают «неотложку» по 2 ­ 3 раза в течение одних суток. Они, как правило, являются пациентами, находящимися в преклонном возрасте. Курьезность ситуации состоит в том, что престарелые пациенты, вызывая дважды­трижды бригаду скорой помощи на дню, ссылаются на склероз и забывчивость. Вероятно и то, что это может быть связано с одиночеством.
Кроме престарелых пациентов в «неотложку» обращаются и пациенты с хроническими заболеваниями. А это уже особая группа больных. Как правило, кроме хронического, они страдают «целым букетом» других заболеваний. А этот «букет» автоматически подразумевает очень длинную «портянку» списка медикаментов, требующих не малых средств. Следовательно, скорая медицинская помощь очень удобна — сами приезжают по вызову, бесплатно предоставляют медикаменты, «поколдуют» с приборами, замеряют давление, сделают укольчик и т.д. и т.п. Получается, что это самый лучший выбор среди всех медицинских альтернатив. Руководство ССМП говорит, что население очень благодарно скорой помощи за такую поддержку.
Одной из самых сложных проблем медиков остается низкий уровень заработной платы.
У врача высшей категории с выслугой лет на руководящей должности на ССМП жалованье остается на уровне 16 тысяч тенге. Уровень зарплаты повышают только средним и нижним звеньям медперсонала. Бывает так, что даже такую низкую зарплату выдают с задержками. По этому поводу медики обращались в прессу, что вызвало резонанс. Правда, и самим медикам «влепили строгача» за попытку «вынести сор из избы». Благодаря низкой зарплате и напряженности труда, выпускники медицинских ВУЗов не горят желанием идти работать на скорую помощь. Порой даже не столько низкая зарплата, а сколько тяжесть труда отбивает желание работать здесь.
Вероятно, по вопросу увеличения зарплаты медикам необходимо обращаться в Министерства социальной защиты населения, экономики и/или финансов. Сегодня они обращаются в городской акимат с просьбой об увеличении зарплаты хотя бы на 30%. Но это тема для другого материала.
Однако это совсем не значит, что сюда никто не хочет идти работать. Здесь есть свой порядок работы со свежими, молодыми практикантами. Вначале потенциальных докторов «гоняют» целый месяц с проверенными кадрами. Вновь поступивших, естественно, на самостоятельное дежурство сразу отпустить не могут. После этого они сдают специальные тесты, экзамены и т.д. Если стажер сдал экзамены неудачно, его сразу не выгоняют, давая возможность проявить себя еще. Ну, уж если, в конце выясняется, что выпускник ВУЗа действительно не способен работать на скорой помощи, с ним прощаются.
Тяжесть работы врача скорой помощи сопряжена с риском. Доктор не знает, к какому пациенту он едет, а они бывают разные. Врач может подвергаться риску при встрече с зараженным СПИДом, туберкулезником, психически нездоровым пациентом. Он может приехать на пьяную «разборку» и невольно стать ее участником. В подобных ситуациях особенно страшно работать хрупкой женской половине медперсонала, если она не может дать отпор разбушевавшимся хулиганам, психически не здоровым гражданам или бомжам. Страстей добавляет отсутствие в подъездах освещения и не работающий лифт. В кромешной темноте становится затруднительным доставлять пациента на носилках к карете скорой помощи.
Для наглядности врачи поделились случаем из жизни. Однажды фельдшер — молодая девушка, приехала по вызову, который на поверку оказался кровавой резней. Психически невменяемый маньяк только что отрезал голову своей жене и демонстративно размахивал ей перед соседями, а саму фельдшера «взял в заложницы».
Можно сказать, что ее спасло только чудо. И хорошо, что ее саму не пришлось подвергать лечению у психиатров после дежурства. Хотя после такого «вызова» необходимо было бы встретиться с психоаналитиком.
Риск доктора скорой помощи еще заключается в том, что работать приходится как в полевых условиях на фронте. Следовательно, повышается риск и вероятность ошибки. Что иногда создает обстановку стресса и экстремальности. А от этого, в конце концов, либо просто устают, либо привыкают.
Поэтому здесь остаются самые-самые… выносливые.