Накануне, 11 июня, был ровно 101 год с того дня, как движение «Алаш» объявило незаконными все декреты Советской власти на территории Казахстана.
Кроме того, во вторник в Институте истории и этнологии им. Ч. Валиханова прошла презентация книг, изданных в 2018 году и посвященных национальной идее "Алаш", — коллективной монографии «Қазақ мемлекеттілігі және Алаш» и сборника архивных материалов и документов «Алаш в истории государственности Казахстана: идеи, судьбы, наследие».
О значении и актуальности алашских идей сегодня корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал с руководителем данного проекта – ученым секретарем Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, доктором PhD Махаббат КОЗЫБАЕВОЙ.
— Махаббат Маликовна, первым делом хотелось бы узнать ваше мнение о значимости движения «Алаш» в контексте сегодняшних казахстанских реалий…
— Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо отметить историческое значение данного движения. Как известно, в самом начале XX века в Казахстане возникло мощное национально-освободительное движение "Алаш", призванное объединить казахский народ и восстановить в перспективе традиции государственности. Это движение возникло как ответ на новые вызовы эпохи вследствие колонизации казахских земель: массовое переселение крестьян; обнищание коренного населения; разрушение традиционного общества и хозяйства.. Название «Алаш» движение получило от имени мифического прародителя ряда тюркских народов, в том числе и казахов, который стал идейной основой консолидации и объединения всего народа. Кроме того, "Алаш" был и общенациональным боевым кличем – ураном казахских воинов во время наступления на врага. Этот же термин обозначал общность людей, народ, синоним слова «казахи».
Идея "Алаш" фокусировалась вокруг ряда положений, которые были изложены в трудах алашских лидеров – А. Бокейхана, А. Байтурсынулы и других. Во-первых, земля должна оставаться в ведении казахского народа, и не могло идти речи о передаче или продаже ее в частную собственность. Во-вторых, все богатства на земле и под землей должны были служить идее казахской государственности. В-третьих, Казахстан должен был обрести полную экономическую самостоятельность, перейдя от сырьевой экономики к производящей. В-четвертых, в государстве должно быть верховенство казахского языка, культуры, традиционной религии и обычаев. В-пятых, создать национальное государство с опорой на науку, передовые достижения развитых стран, — считает историк.
По словам нашей собеседницы, алашские идеи толерантности, добрососедства, возрождения государственности и сохранения языка, экономического процветания не потеряли своей актуальности. На сегодня изучение культурного и творческого наследия казахской интеллигенции, ее вклада в развитие идей государственности на территории Казахстана приобретает общенациональное значение в свете позиционирования Казахстана в качестве государства с глубокими идеологическими корнями и развитой системой государства и права.
— Насколько верным будет утверждение, что деятельность «Алаша» запустила череду событий, которая в итоге привела к образованию независимого государства – Республики Казахстан?
— Объективно было бы считать, что движение "Алаш" имеет глубокие исторические корни и впитало в себя бесценный опыт и лучшие героические страницы национально-освободительного движения в Казахстане начиная с 18-го века, что в свою очередь, несомненно, повлияло на процессы становления независимости нашей страны.
Казахская интеллигенция добивалась равноправия народа в составе империи, искала пути возрождения национальной государственности. На трибунах Государственной думы, на страницах российской и национальной периодической печати они критиковали политику царской администрации по колонизации и захвату казахских земель, выступали против попыток христианизации местного населения, вытеснения родного языка и т.д. Они проводили вечера поэзии Абая, благотворительные акции, а собранные деньги использовались на нужды казахских студентов, издание книг и учебников на родном языке, — добавила историк.
Как уверяет госпожа Козыбаева, переход к активной политической борьбе за казахскую автономию наметился с Февральской революции и лета 1917 года, когда представители "Алаш" заявили о себе как о сложившейся политической партии. В период гражданского противостояния 1918-1920 годов с целью отстаивания права казахского народа на самоопределение, создание автономии и всестороннего ее признания лидеры движения были вынуждены вести переговоры как с большевиками, так и со сменяющимися белыми правительствами.
— Поскольку видение большевиков, выступавших на начальном этапе резко негативно против федеративного устройства России, не отвечало требованиям создания национальной автономии, алашские деятели выступили на стороне белого движения. Но самостоятельная "Алаш-Орда" не нужна была никому, и временщики в Омске указом от 4 ноября 1918 года пытались её даже упразднить, а избранный ими позднее Верховный правитель России адмирал А. Колчак отказал "Алаш-Орде" в признании. Чтобы перетянуть на свою сторону алашордынцев, в марте 1919 года ВЦИК РСФСР объявил амнистию членам и сторонникам "Алаш-Орды". Часть алашордынцев во главе с А. Байтурсынулы перешла на сторону большевиков. Постепенно за ними последовали и другие представители этой партии. Большевики выполнили основное требование о создании казахской автономии, но на основе классовой борьбы и диктатуры пролетариата: в августе 1920 года была создана Киргизская (Казахская) АССР, которая на основании Конституции 1937 года была преобразована в Казахскую ССР. Именно данные процессы модернизации системы государственного управления, в которых активную позицию занимала национальная интеллигенция, привели к логическому развитию событий, приведших к объявлению суверенитета в 1990 году и созданию независимой Республики Казахстан в 1991 году. Однако за активную гражданскую позицию и поднятие национальных вопросов практически вся интеллигенция Казахстана подверглась политическим репрессиям.
Таким образом, у истоков современной государственности лежат идеи "Алаш". В своей политической программе они озвучили идею президентского правления, провозгласили такие демократические ценности, как равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, отделение религии от государства, принцип подоходного налога и необходимость создания национальной армии и т.д. Как видим, все эти ценности имеют актуальное значение и сейчас, — отметила Козыбаева.
— По некоторым мнениям, политическая история Казахстана ХХ века изобилует массой «белых пятен» и неточностей. В том числе речь идет о движении «Алаш». Кто-то видит в лидерах движения героев казахского народа, у кого-то взгляды несколько иные. С чем это, на ваш взгляд, связано в первую очередь?
— В период существования СССР и диктата коммунистической идеологии история деятельности национальной интеллигенции "Алаш" рассматривалась исключительно в критическом аспекте, а ее богатейшее наследие находилось под запретом и не могло быть объектом научного объективного исследования, — говорит Махаббат Маликовна. — С падением советского режима ученые: литературоведы, фольклористы, историки, этнографы, экономисты и многие другие — получили возможность собрать и изучить богатейший материал, систематизировать разрозненные сведения и на этой основе всесторонне проанализировать деятельность интеллигенции «Алаш», и на его основе восстановить истинную картину событий конца ХІХ и начала ХХ века.
Как подметила Козыбаева, до сих учеными проводится большая работа по уточнению числа жертв голода и политических репрессий и оценке этих событий. Трудность заключается и в том, что многие документы в центральных архивах КГБ и КНБ до сих частично засекречены и ждут своего часа для исследования. Требует своего изучения и осмысления и наследие целого пласта представителей национальной интеллигенции – жертв политических репрессий.
— По результатам кропотливого поиска в свет выходят новые издания. В 2018 году Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова были изданы коллективная монография «Қазақ мемлекеттілігі және Алаш» и сборник архивных материалов и документов «Алаш" в истории государственности Казахстана: идеи, судьбы, наследие». В них дается оценка влияния алашских идей на развитие государственной идеи в Казахстане, а также представлен уникальный материал по малоизученным алашским деятелям. В скором времени книги будут переданы в библиотеки страны, и каждый желающий сможет ознакомиться с выводами ученых, — считает эксперт.
— Население Казахстана хранит память о соотечественниках, пострадавших от политических репрессий, но тем не менее далеко не все знают о недавно прошедшей памятной дате 31 мая (День памяти жертв политических репрессий). Как вы считаете, стоит ли уделять этому особое и более серьезное внимание хотя бы для того, чтобы общество осознавало ценность безмятежного эволюционного развития и не допустило повторения подобных событий?
— Думаю, что политика увековечения памяти жертв репрессий посредством проведения ежегодных мероприятий закономерна и направлена на формирование исторического мышления в рамках модернизации сознания. За годы сталинских репрессий тысячи семейных очагов были разрушены, искалечены судьбы детей «врагов народа», вынужденных терпеть унижения даже от близких родственников, озлобленных временем. Практически уничтожен огромный пласт богатейшего наследия алашской элиты, которую ученые пытаются восстановить до сих пор. Осознание трагедии, которую пережил казахстанский народ, поможет ценить мир и спокойствие на нашей земле, подвигнет молодежь на созидательную работу на благо страны, будет способствовать воспитанию патриотов, — сказала в заключение Махаббат Козыбаева.