Сегодня под «конкурентоспособностью» понимают не только такие категории, как предприятия или отрасли, но и на такие, как государства, регионы и города.
Любая страна нуждается в доступе к мировым рынкам на выгодных условиях и политика открытой торговли должна стоять в приоритете для дальнейшего развития экономики. Главная задача при таком раскладе, сводится к тому, чтобы обеспечить баланс выгод от режима для сторон участников договора.
Географический признак для рассматриваемых отношений, является определяющим, так как именно на его основе в первую очередь выстраивается все многообразие форм регулирования и реализации экономических предпочтений.
Действительно, эффективное развитие экономических отношений является результатом слаженного межгосударственного сотрудничества по линии установления необходимого благоприятного финансового климата на локальном, двустороннем и многостороннем уровнях. Здесь важным является обеспечение предсказуемости отношений с момента доступа на рынок, включая разрешение трансграничных споров, принятие и исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам в оперативном режиме.
На многостороннем уровне взаимодействие государств-импортеров и государств-экспортеров по поводу какого-либо товара или товарного сектора в части цен, правового режима стабилизации рынка, согласования интересов осуществляется в основном в рамках международных товарных соглашений, международных организаций.
Примером таких отношений может служить Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Также, не стоит забывать, что Россия окончательно оформила свое членство во Всемирной торговой организации (ВТО), а вступление Казахстана в ВТО уже не за горами. Однако, согласно договорам, которые приняли участники Таможенного союза (ТС), обязательства, принимаемые первой страной, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы ТС. Кроме этого устанавливается приоритет обязательств в рамках ВТО перед обязательствами в рамках ТС. Другими словами, вместе с Россией в эту организацию уже частично вступили Казахстан и Беларусь.
Так как преобладающая часть всех товарных рынков находится в правовом поле пакета соглашений ВТО, то, долгожданная открытая международная торговля на трансграничных рынках для сырьевого Казахстана стала уже сейчас возможной благодаря этим соглашениям.
Главным приоритетом для любой страны-участницы таких международных рынков, как ВТО, ЕЭП (Единое экономическое пространство) и др. служит внедрение и сохранение свободной конкуренции. Ведь известно, что внедрение конкуренции между участниками рынка служит эффективным стимулом для его развития. Из-за присутствия конкуренции участники рынка подвергаются риску утраты доли на рынке и их деятельность будет направлена на эффективное и прогрессивное развитие деятельности. Конкуренция также вознаграждает за принятие риска и превосходство над конкурентами. Неудачные попытки внедрить конкурентную модель могут перечеркнуть выгоды от либерализации, сведя на нет повышение эффективности, а возможно, даже понизив её.
Концепция полной либерализации трансграничного рынка заключается во введении конкуренции и права выбора в максимальном количестве звеньев цепочки: от ценообразования до потребления.
Однако снижение или отмена барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов, может не только стимулировать диверсификацию производства и продаж, а также облегчить поступление импортных товаров, но и создать идеальные условия для создания монополий.
И это окажет, не просто негативное влияние, а непоправимый ущерб конкурентной среде на территории трансграничного рынка, географические границы которого охватывают территории сторон соглашения.
Основные проблемы на трансграничных рынках, как раз таки связаны не с либерализацией, а ограничением конкуренции, а также дело усугубляется невозможностью контроля сделок экономической концентрации. Однако, страны-участницы соглашения имеют возможность регулирования трансграничных рынков в свою пользу.
Примером регулирования рынка действиями основных государств-экспортеров может служить мировой нефтяной рынок. Как известно, страны ОПЕК в 1997 году приняли решение об увеличении с декабря 1997 года на 10% национальных квот производства нефти (с 25 до 27,5 млн. баррелей в день; 1 баррель — 159 литров).
В результате согласованного увеличения объема производства нефти мировые цены на неё к марту 1998 года упали на 40%. Падение цен на мировом рынке сильно ударило по экспорту нефти стран не входящих в ОПЕК. К примеру, цена на российскую нефть упала за этот период в средиземноморских портах со 127 до 83 долларов за тонну.
В марте 1998 страны ОПЕК договорились о суммарном сокращении на период 1998 года добычи нефти на 160 тысяч тонн в день, после чего цены на нефть сразу же поднялись на 15%, а в конце 1999 года достигали 128 долларов за тонну.
Таким образом, ОПЕК играет важную роль в балансировании спросом и предложением на мировом рынке нефти. ОПЕК рекомендует государствам, не являющимся членами организации, но оказывающим влияние на мировой рынок (Норвегия, Россия, Казахстан, Мексика и др.) сокращать добычу нефти.
Фактически такая рекомендация ОПЕК представляет собой предложение взять на себя обязательство по добровольному ограничению экспорта. Поэтому и участие Казахстана в международных организациях жизненно необходимо для развития экономики и создания конкурентной среды на мировых рынках.
В первую очередь, само по себе понятие трансграничности создает определенные проблемы, так как возможны ситуации, когда анализ рынка для целей применения определенных мер по созданию конкурентоспособной среды может приводить к неоднозначным выводам, особенно если учесть, что на национальном уровне правила анализа рынка могут быть не унифицированы.
Главной проблемой может служить определение географических границ рынка. Действующие подходы не способны к точному определению границ. К примеру, если пользоваться подходом определения местоположения продавца, то легко предположить, что розничный рынок бензина является мировым, поскольку бензоколонки «ГазПрома» можно встретить в любой стране СНГ, а «ВР» заправляет бензином весь мир. Но в дополнение к этому географические границы рынка меняются со временем, примером может служить Интернет, который намного расширил географические границы рынков.
Для определения рынка в качестве трансграничного и развития свободной конкуренции нужен факт признания незаконной практики, а для признания практики незаконной необходимым условием является определение границ рынка для применения антимонопольного законодательства. Без определения границ рынка борьба с негативным влиянием на конкуренцию невозможна.
Также географические границы рынка зависят от действующих правовых норм. То есть можно составить законодательные нормы по сохранению свободной торговли и конкуренции экономического пространства. Однако, сразу же возникает вопрос: как же можно определять сферу компетенции любого регулирующего органа с помощью этих правил?
Соглашения по антимонопольному регулированию между странами-участницами во многом будут повторять принципы доминирующей и экономически сильной стороны. Оправданием такого решения может служить, что нормы этой страны по регулированию конкуренции наиболее детально проработаны. Таким образом, наднациональные нормы, которые ложатся в основу документов стран-участниц могут притеснять другие страны и ставить препоны в работе национальных антимонопольных органов этих стран.
Также не исключен принцип дублирования действия национальных антимонопольных органов стран-участниц соглашения, или они могут вступать в противоречие друг с другом. И любой наднациональный орган будет осуществлять свои функции дублируя или подменяя, а не дополняя функции и сферу компетенции национальных антимонопольных органов.
Не исключен вариант, когда наднациональный орган существует исключительно формально, фактически не применяя действующих антимонопольных запретов для создания благоприятных условий развития свободной конкуренции. В итоге возникают сомнения в том, что вопрос определения полномочий наднационального антимонопольного органа действительно решается с позиций потребности в его создании.
Следующий вопрос, мешающий свободной конкуренции – это вопрос о сделках экономической концентрации, когда поглощающая сторона действует на одном рынке, а поглощаемая на другом национальном рынке. То есть происходит процесс трансграничного слияния и образование монополии.
В то время как развитые страны весьма успешно справляются с конкурентной средой трансграничных слияний, значительное большинство развивающихся стран отстают в этом вопросе. Лишь немногим развивающимся странам удается регулировать антиконкурентную практику.
Неграмотное управление трансграничных рынков может иметь существенные последствия для экономики, вызывая также изменения структуры национальных рынков, которые приводят к риску распространения антиконкурентной среды.
Сегодня основным методом борьбы против антиконкурентной практики является активное применение законодательства, то есть преследование в судебном порядке. Это и выявление преступлений ценового сговора международных и глобальных картелей, и препятствие в трансграничных слияниях.
Ясно одно, что без определения границ рынка непонятно, каким образом любое соглашение ограничивает конкуренцию. Однако на основании чего должен наднациональный орган начать свои действия? К примеру, его работа начнется на основании установленных ограничений конкуренции. Но, пока рынок не отнесен к трансграничным и не установлены его границы, работа антимонопольного органа не представляется возможной.
Возникают значительные риски избыточной политизации и пробуксовки процессов принятия решений, с одной стороны, а с другой – возникновение ошибок в применении установленных норм уже на самой начальной стадии функционирования наднационального органа, призванного защищать конкурентную среду на трансграничных рынках.