"Основной компонент стратегии Назарбаева – это выстроенная система «хеджирования» внешнеполитических рисков" - директор ИМЭП - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Основной компонент стратегии Назарбаева – это выстроенная система «хеджирования» внешнеполитических рисков" - директор ИМЭП

"Основной компонент стратегии Назарбаева – это выстроенная система «хеджирования» внешнеполитических рисков" - директор ИМЭП

Невзирая на текущие «геополитические стрессы», Казахстан уверенно сохраняет не только стабильность, но и ровные, конструктивные отношения буквально со всеми противостоящими сторонами глобальных конфликтов.

  • 2 Июля 2020
  • 132
Фото - Caravan.kz

Такое мнение высказал директор Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Ержан Салтыбаев, передает Caravan.kz.

И более того, как отмечают западные эксперты, несмотря на крайне сложное окружение и относительно небольшие размеры ведет себя на международной арене как самостоятельный и респектабельный игрок.

Ключевую роль в успехе Казахстана сыграла внешнеполитическая стратегия Нурсултана Назарбаева – уникальный кейс, представляющий особый интерес в контексте решения современных мировых проблем.

Первый и основной компонент стратегии Назарбаева – это выстроенная им система «хеджирования» внешнеполитических рисков. Она функционирует за счет сбалансированного развития внешних связей по всем стратегическим направлениям. Данная стратегия более широко известная как принцип «многовекторности», приобрела уже доктринальное значение для казахстанской дипломатии.

В основе указанного подхода лежит отнюдь не «беспринципность», но разумный прагматизм и стремление «не складывать все яйца в одну корзину».

Не менее важной составляющей казахстанской многовекторности является также умение четко расставлять приоритеты. И наиболее яркой иллюстрацией сказанному может служить политика Казахстана в такой важнейшей сфере как безопасность.

Безусловно, основным приоритетом в сфере безопасности для Казахстана является сотрудничество с Россией – что вполне естественно для двух крупнейших по территории государств Центральной Евразии, которые занимают геополитические ниши, органично дополняющие друг друга.

В то же время восприятие Казахстана некоторыми критически настроенными международными комментаторами в качестве «сателлита России» – отражает абсолютное непонимание всей той системы партнерских отношений, которые Назарбаев методично выстраивал на протяжении трех десятилетий.

Прежде всего, в данном контексте невозможно не упомянуть Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), где важную роль играют два азиатских гиганта – Китай и (с 2017 года) Индия. Отдельно добавим, что в сотрудничестве по линии ШОС участвуют почти все страны Центральной Азии, что особо важно для Казахстана.

На западном направлении Казахстан является активным участником программы НАТО «Партнерство ради мира», при этом отдельно поддерживая тесное сотрудничество с США на двусторонней основе. Присутствие США в регионе Каспия и Центральной Азии объективно сыграло важную стабилизирующую роль, особенно в 1990-годы.

Отдельный кейс представляет собой тюркская интеграция – взаимодействие с этнически родственными странами по линии Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ.

Таким образом, в стратегии Назарбаева все международные структуры, в которых состоит Казахстан, пересекаются и дополняют друг друга – ЕЭАС и ШОС, ШОС и ССТГ, ССТГ и ЕАЭС. В результате Казахстан, находясь географически в самом центре континента и участвуя в ключевых форматах интеграции, фактически берет на себя роль «точки сборки» и генератора стабильности в масштабах всей Евразии.

Второй аспект стратегии Назарбаева — это принцип экономического прагматизма. Квинтэссенцией данного подхода стала крылатая фраза Нурсултана Назарбаева «Сначала экономика, потом политика».

Данный посыл изначально был применен на внутриполитической арене – для блокирования различного рода радикализма внутри страны в 1990-е годы, однако впоследствии был успешно перенесен на внешнюю арену.

Типичным примером может служить позиция Казахстана в ЕАЭС, где Казахстан неизменно подчеркивает сугубо экономический характер данного объединения. Принципиальная позиция Назарбаева в пользу экономического прагматизма предотвратила политизацию Союза.

Третий элемент внешней политики Назарбаева – это энергичное продвижения своей собственной повестки. Последнее бывает особенно важным в моменты международных кризисов, когда страна не пытается «переждать грозу», но, напротив, стремится самостоятельно формировать вокруг себя благоприятные условия.

На системном уровне главным проявлением указанного принципа является последовательное стремление Назарбаева вписывать внешнеполитические инициативы в общий глобальный контекст, каждый раз выгодно помещая Казахстан в самый центр международной политики.

Подобная стратегия всегда преследовала не просто имиджевые, а конкретные практические цели. Прежде всего, это недопущение периферизации Казахстана на международной арене и достижение ощутимых экономических выгод.

Хрестоматийным примером можно считать отказ Казахстана от ядерного оружия на самой заре независимости. Добровольный отказ от ОМУ, прежде всего, стал сильнейшим политическим ходом. Помимо возросшего доверия к стране, отказ от ядерного потенциала принес и вполне материальные дивиденды. Так, с 1991 года Казахстан привлек более 300 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, что составило 75% всех инвестиций в Центральную Азию в целом.

Другим классическим примером можно считать инициативу Назарбаева о создании «Большой Евразии» на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2015 году. Лидер Казахстана выступил с предложением об объединении потенциалов ЕАЭС, Экономического пояса Шелкового пути и Евросоюза.

Идея Большой Евразии полностью отражает внешнеполитическую философию самого Нурсултана Назарбаева, убежденного сторонника интеграции и экономического прагматизма. В Большой Евразии можно увидеть формирующиеся контуры принципиально новой, не-блоковой парадигмы будущего мира. Стабильность этого нового мира будет надежно обеспечиваться не страхом взаимного уничтожения, а прагматичной взаимозависимостью интересов всех его игроков.

В своей геополитике Назарбаев всегда стремился использовать возникающие обстоятельства, чтобы обеспечить безопасное геополитическое окружение Казахстана. Это и есть основная цель и принцип его успешной стратегии, благодаря которой наша страна имела возможность мирного развития на протяжении всего последнего тридцатилетия.

Нынешнему поколению политиков и дипломатов предстоит творчески применить стратегию Назарбаева чтобы обеспечить дальнейшее мирное развитие нашей страны в условиях нарастающих глобальных рисков.