Творческое соревнование участники посвятили 30-летию Независимости нашей страны. Более 100 конкурсантов из Казахстана, России, Японии, Германии и Южной Кореи представляли свои хореографические учебные заведения и профессиональные танцевальные коллективы. Их достоинства оценивало авторитетное жюри. Председательствовал заслуженный артист Российской Федерации и Республики Казахстан, лауреат международных конкурсов Юрий ВАСЮЧЕНКО. В составе жюри были артист балета, балетмейстер, дипломант и призер международных конкурсов, ведущий солист Нового национального театра Токио (Япония) Майлен ТЛЕУБАЕВ и народная артистка Российской Федерации, заведующая балетной труппой Большого театра Галина СТЕПАНЕНКО.
Своими эмоциями поделилась художественный руководитель училища им. А. Селезнева Людмила ЛИ:
− Первое восхищение и радость от того, что Гран-при и звания “Лауреат VII Международного конкурса-фестиваля “Өрлеу” удостоена наша студентка 2-го курса хореографического училища им. А. Селезнева Адия МАНАБАСОВА, воспитанница педагога Гульзиры Ашировой. Это уже третья ее победа за последнее время. Свой первый Гран-при она завоевала до пандемии в Американском конкурсе, который проводился в Бишкеке, будучи еще ученицей 5-го класса. Потом, в 2020 году, была признана лучшей в конкурсе “Гран-при Киев”.
− Наш конкурс хореографических учебных заведений проходил по 3 номинациям: классический танец, народно-стилизованный танец и современная хореография, − поясняет Людмила Мунсековна. − Это наш главный международный проект, ведущий свое начало с 2008 года. Онлайн-формат для нас пока еще необычен. Главное его требование: чтобы съемка от начала до конца была без склеек и производилась специально для нашего конкурса, независимо – в балетном зале, на сцене или в репетиционной комнате. Нельзя было представлять видео выступлений с концертов.
Конечно, не обошлось и без конфузов. Мы-то представляли, что все конкурсанты наденут свои сценические костюмы, ведь это в какой-то мере приукрашивает их выступления. Но одна из участниц, Канон Судзуки из Японии, выступила мало того, что в своей рабочей репетиционной одежде, но и все 3 выступления выслала нам одним файлом! С одной стороны, члены жюри не преминули высказать ей свои замечания. Но, с другой – такое выступление даже лучше отражает все нюансы техники. И она показала прекрасное владение танцем и эмоциями! В результате хоть и не стала призером конкурса, зато была удостоена прекрасной награды − 2-недельной стажировки в театре “Astana Ballet” в городе Нур-Султане.
− Сами по себе такие факты свидетельствует о высоком уровне казахстанского балетного искусства. А не бывает ли обидно от того, что наши танцовщики часто блистают на чужих зарубежных сценах?
− Такое наблюдалось лет 10−15 назад. Для нас, конечно, это престижно, что они выдерживали очень серьезные кастинги в Америке, Европе, в Большом театре России. Да, уезжали! Но, когда в нашей новой столице открылся прекрасный театр “Астана Опера”, лучшие выпускники училища им. А. Селезнева стали проходить кастинги там. Сейчас, конечно, когда труппа там уже заполнена и нет такого дефицита в артистах, требования к ним значительно повысились.
Это в первую очередь касается роста и внешних параметров – девочки должны быть выше 165 см, обязательно тонкие, стройные, длинноногие, длиннорукие, с миниатюрными личиками. Мальчики − выше 180 см.
Это соответствует стандартам европейских театров. Хотя мне кажется, что на сцене нашего Национального театра оперы и балета им. Абая лучше даже смотрятся танцовщики среднего роста и средних параметров. Поскольку в нашем старинном театре прекрасно соблюдены пропорции зала и сцены, удобное расположение зрительских мест. И у нас теперь большое число поклонников танцевального искусства. Когда мы выложили на нашем сайте результаты конкурса, бушевали не только зрители, но, кажется, и весь Интернет!
АЛМАТЫ
Выступления конкурсантов “Өрлеу” смотрите на YouTube-канале “OrleuFest”