«Мы не говорим, что она закончилась, мы говорим, что «кругосветка» приостановлена. То, что мы ее завершим — это гарантия стопроцентная. Но когда это произойдет — это вопрос техники и финансов», — сообщил во вторник агентству Интерфакс-Казахстан президент Центрально-Азиатского географического общества (ЦАГО) Григорий Евсеев.
По его словам, организаторы «кругосветки» надеются, что весной этого года яхтсмены смогут начать ходовые испытания.
«Мы готовимся к старту. Если все пройдет нормально, то в мае начнутся ходовые испытания. А завершить «кругосветку» планируем к 20-летию Независимости Казахстана. Сейчас мы совместными усилиями разрабатываем планы, встречаемся с потенциальными инвесторами, спонсорами и участниками. Так что процесс никогда не затухал, просто финансирования не было», — отметил он.
В свою очередь известный казахстанский байкер-путешественник Дмитрий Петрухин, который также принимает участие в проведении «кругосветки», сообщил «ИФ-Казахстан», что для ее возобновления необходимо порядка $300-400.
«Нужно порядка 300-400 тысяч долларов, чтобы долги закрыть и пройти Тихий океан. Я думаю, что при хорошем раскладе мы можем в середине лета уже выдвигаться», — сказал Д.Петрухин.
При этом он пояснил, что завершение кругосветного морского путешествия «отложили к 20-летию Независимости нашего государства, потому что мы физически не успевали закончить проезд (яхты. — «ИФ-К») к Азиаде, как планировалось».
Вместе с тем Д.Петрухин выразил надежду, что необходимые финансовые средства будут найдены не без помощи правительства Казахстана.
«Мы неоднократно обращались с просьбами в правительство. Сейчас у меня намечается вторая встреча с премьер-министром Каримом Масимовым по этому поводу», — сказал он.
«Я гарантирую, что «кругосветка» возродится, и эта стоянка незапланированная закончится, и финансовый кризис пройдет. И если мы ее завершим, то мы будем первой страной в Азии, которая сделала это», — резюмировал Д.Петрухин.
Между тем яхта «Чокан Валиханов», на которой планируется осуществить кругосветное путешествие, в настоящее время стоит на консервации в доке на острове Антигуа в Мексиканском заливе, куда около года назад ее переправили из порта Бас ду Форт у острова Гваделупа.
Как пояснил «ИФ-Казахстан» Г.Евсеев, в Гваделупе «яхту не очень хорошо содержали».
«Поэтому пришлось перейти на Антигуа, потому что там дешевле и там мы нашли сухой док», — сказал президент ЦАГО.
По его словам, средства на содержание яхты выделяет ЦАГО и «люди, которые переживают за имидж Казахстана как морской державы».
«Это частные лица, казахстанские предприниматели и яхтсмены, которые за свой счет выезжают к яхте, делают профилактику, за свой счет ремонтируют. Вот сейчас, к примеру, новый бак для воды установили, провели новую проводку, осталось найти аккумулятор», — добавил Г.Евсеев.
Как известно, первая в истории Казахстана отечественная морская кругосветная экспедиция Terra Vita стартовала из морпорта Актау на Каспии 25 сентября 2007 года, прошла через Волго-Донской бассейн, Черное и Средиземное моря. Переход через Атлантику экспедиция начала от Канарских островов.
Маршрут экспедиции должен был пройти через 32 государства.
Общая стоимость проекта кругосветной экспедиции на тот момент оценивалась в $5,5 млн.
Между тем в августе 2008 года ЦАГО объявило, что кругосветная экспедиция яхты «Чокан Валиханов» из-за финансовых проблем приостанавливается на неопределенный срок. В тот момент яхта находилась в порту Бас ду Форт у острова Гваделупа.
Яхта «Чокан Валиханов» водоизмещением более 10,5 тонны и стоимостью 600 тыс. евро была построена французскими судостроителями в городе Ля Рошель весной 2007 года и в июне прошлого года спущена на воду в порту Пин Ролланд, откуда она своим ходом прибыла в порт Актау. Длина судна — 14,39 метра, ширина — 4,25 метра, оно рассчитано на 10 спальных мест.