Голубые шарики, войны против георгиевских лент, несанкционированные демарши против ветеранов Великой отечественной войны, надругательства над Вечным огнем и памятниками Великой победы. Это далеко не полный список «сюрпризов», которые казахстанцам уже преподносил май. В этом году — провокация в первый из майских праздников была особенно неприятной для горожан: активисты решили выйти в парк культуры и отдыха Алматы, фактически прикрывшись женщинами и детьми, отдыхавшими в первый день майских праздников. О том, чем это могло закончиться, наши корреспонденты поговорили с политологом Султанбеком Султангалиевым.
— Почему активисты решили выйти именно сейчас?
— Майские праздники в Казахстане всегда отличались повышенным обострением отношений. Прежде всего — среди пользователей социальных сетей. Активизируются нападки со стороны казахских националистов: они требуют переосмысления исторического прошлого, в частности, ратного подвига казахстанцев в годы Великой Отечественной войны. Однако эти конфликты не выходят за пределы виртуального пространства, так как и провокации национал-популистов пока ограничены рамками Интернета.
Другое дело, что в этом году на майские праздники приходится фактическое начало избирательной президентской кампании. И это накладывает свою тень на праздничные события.
— Почему активизируются политические беженцы?
— Призыв Мухтара Аблязова выйти на несанкционированный митинг 1 мая — это в чистом виде провокация. Он прекрасно знает, что полиция будет вынуждена применить жесткие меры в отношении участников таких мероприятий. Несанкционированные митинги – это нарушение действующих норм законодательства о проведении мирных собраний.
Ничего удивительного в этом нет. Это отработанная схема. Организация провокаций – это политический стиль Мухтара Кабуловича. В результате от действий правоохранительных органов страдают собранные им статисты и примкнувшие к ним восторженные неофиты. Казахстанские власти получают очередной удар по имиджу. А Аблязов укрепляет свою репутацию политического оппонента режима.
— Для чего это ему?
— Ему необходимо это делать время от времени, чтобы иметь аргументы в иностранных судах, которые решают вопрос о его экстрадиции в Казахстан, Россию, Украину или Швейцарию. Ведь во всех этих странах он разыскивается за совершение финансовых преступлений. А на родине – еще и за убийство.
Такая, скажем так, «шкурная» тактика приносит свои плоды. Но увы, мешает поверить в то, что Аблязов – благородный «борец с режимом».
— Многие, вышедшие на несанкционированный митинг 1 мая, были с детьми. Это специальный такой ход с их стороны?
— Манипулирование кем-либо (детьми, ветеранами, инвалидами, женщинами и так далее) традиционно входит в арсенал политтехнологов. Это может вызывать негодование, омерзение, чувство недовольства, но это данность. Всегда найдутся недовольные, во многом наивные люди, которых будут использовать в своих целях ловкие манипуляторы. Выход здесь только один — повышение политической грамотности и культуры людей, которая бы не позволила им быть очередным пушечным мясом у политиканов, преследующих личные меркантильные цели
Алтай Медетбаев