Я сейчас не о фаворитах чемпионата Европы, которые разочаровывали своих фанатов в последних матчах. Я о далеких от футбола материях – об окружающей нас действительности.
Шок для поклонников казахстанской штанги – возможная дисквалификация олимпийских чемпионов Ильи Ильина, Светланы Подобедовой, Майи Манезы и Зульфии Чиншанло. Причина: обвинение в применении допинга. Во вторник премьер-министр Карим Масимов поручил Национальному олимпийскому комитету и министерству культуры и спорта “приобрести в будущем лабораторию для проведения допинг-тестов спортсменов”. У меня сразу возникли один вопрос, одно предложение и одно сомнение.
Карим Кажимканович, наверное, вас не поставили в известность, что такая лаборатория, имеющая аккредитацию WADA, в Казахстане функционирует уже пять лет. Поэтому если и покупать еще одну в будущем, то с другой целью – тестировать чиновников. Алкоголь Всемирное антидопинговое агентство отнесло к списку стимуляторов. А сколько отечественные бастыки натворили устно, письменно и физическим образом и в каком состоянии – порой ни умом не понять, ни в полицейском протоколе логично и приличными словами описать.
Взять хотя бы битву парламента с правительством при рассмотрении исполнения бюджета страны за прошлый год. Там столько “косяков”, которые при правильном раскладе могут потянуть на уголовные дела, а не административные наказания, что впору задаться вопросом: что эти авторы принимают, прежде чем решения принимают? В чьи карманы уместились десятки и сотни миллиардов тенге, направленных на рост отечественной экономики – похоже, не счетный комитет, а национальной безопасности сможет определить. При помощи спецсредств. Удручает, что грязные анализы чемпионов и чиновников выплеснулись на всех нас – болельщиков и налогоплательщиков.
Или вот вспышка сибирской язвы в Карагандинской области. Считалось, что с ней мы покончили лет десять назад. Но на неделе уже два человека умерли и еще десяток – под капельницами. Куда смотрели ветврачи? Это вы у меня спрашиваете? А много ли в стране лицензированных лабораторий и обученных, некоррумпированных специалистов, которые способны предотвратить такую беду? Кстати, вы в курсе, какая зарплата у специалистов ветконтроля? Перефразирую известную цитату: кто как содержится – тот так и работает. Так что “игра со смертью”, похоже, еще не закончена…
На неделе министр энергетики Бозумбаев докладывал на заседании правительства премьеру Масимову о состоянии дел на месторождении Кашаган – нефтяном спасителе страны. “Наверное, в октябре запустим”, – сказал Канат Алдабергенович. Карим Кажимканович чуть напрягся и, ужесточив интонацию, переспросил: когда именно. В ответ министр заявил, что готов два раза сплюнуть, чтобы не сглазить (а почему не трижды?).
Через паузу премьер заметил: “Если через левое плечо – то на Досаева (это новый глава холдинга “Байтерек”), если через правое – то на Бишимбаева (это новый министр нацэкономики)”. Наверное, шутка. Но почему бы не взять слюну г-на Бозумбаева на тест? Чемпионы тоже бывают липовыми. А тут такое заявление. Впрочем, зная Каната Алдабергеновича, я подозреваю, что он в одну реку и дважды, и трижды сумеет зайти – ну, как на работу каждое утро прибывать.
Кстати, о реках. На том же совещании г-н Масимов пригрозил акиму Алматы Бауыржану Байбеку официальным визитом, чтобы лично ознакомиться, как в южной столице проходит ликвидация потопов после катастрофических ливней. Если верить Инету, то в затопленных по уши развязках застревали десятки машин, а их водителей атаковали акулы и кашалоты. Кариму Кажимкановичу еще бы и день подгадать для визита – когда природа навалит свою ярость на южную столицу. Тут акимат со спецмашинами и рыбацкими сапогами перед ним вряд ли оправдается.
Впрочем, как заметил мой коллега, всё, что не футбол, зарплата или семейный секс, – глупость, коррупция, тлен, прах и потеря времени и веры. Потому что только компьютеры не потеют от страха быть выключенными из игры.
Алматы