В конце прошлого года премьер-министр Карим Масимов уверенно заявлял о том, что в условиях ограниченного доступа к внешним финансовым ресурсам рост депозитов населения и предприятий станет важным источником кредитования отечественной экономики.
Теперь, когда коммерческие банки обнародовали свою финансовую отчетность на 1 января 2008 года, а Национальный банк утвердил «Основные направления денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы», стало понятно, что исполнительная ветвь власти слишком оптимистична в своих представлениях о том, как будет развиваться экономика.
Замедление экономического роста наметилось уже в прошлом году. И хотя вплоть до объявлений официальных результатов правительство надеялось, что рост ВВП составит 9%, но реально этот показатель не достиг данной планки.
По итогам 2007 года ВВП вырос на 8,7 процента, в то время как экономика республики в 2006 году показала рост на 10,6%.
Учитывая неблагоприятные тенденции на мировом финансовом рынке, а также недостаточную диверсификацию экономики и неудовлетворенную потребность в инвестициях, правительство сделало прогноз, что в 2008 году реальный рост ВВП Казахстана составит 5-7%.
В Нацбанке тоже считают, что Казахстан вступает в фазу существенного замедления экономического роста. В ближайшие два года сценарий, предполагающий сохранение высоких темпов реального роста ВВП маловероятен, а потому Национальный банк, подготовивший «Основные направления денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы», его даже не рассматривал.
Традиционно Нацбанк разрабатывал данный документ на предстоящие три года, определяя целевые ориентиры по инфляции, а также меры денежно-кредитной политики (ДКП) по их достижению.
В этом году центральный банк изменил горизонт планирования и взял за основу двухлетний период, исходя из высокой степени неясности перспектив мирового финансового рынка и, соответственно, внутренней экономики. Разработав два сценария развития отечественной экономики — базовый и пессимистичный, — Национальный банк полагает, что развитие экономики будет во многом зависеть от того, насколько быстро и успешно коммерческие банки смогут восстановить свою способность зарубежного фондирования.
Так, если банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнего заимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которых наступает в этом и следующем годах, то внешние активы банков сократятся.
В этом случае, реальный рост ВВП в 2008 году составит 5%, а в 2009-м — 6,3%. Причем основное замедление экономического роста произойдет за счет несырьевых отраслей, которые активно кредитовались банками и в последние годы вносили существенный вклад в реальный рост ВВП.
При реализации этого сценария, названного базовым, произойдет снижение потребности в импорте товаров и сокращение внутреннего спроса. Как следствие, в 2009 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального банка на уровне 2008 года и стабильность обменного курса тенге.
Но события могут развиваться и по пессимистичному сценарию. Если банки вообще не смогут привлекать новые заимствования из-за рубежа, произойдет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Нетто-отток капитала из страны будет оказывать высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления. В этом случае экономический рост не только замедлится, но и прекратится.
Единственный плюс, который получит страна в ближайшие два года, вне зависимости от того, какой из сценариев станет реальностью, — существенное замедление годовой инфляции.
Нацбанк надеется удержать этот показатель в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году. Среднегодовая инфляция в этом случае составит 16-18% и 8-10% соответственно. Однако инфляция будет оставаться в условных коридорах только в том случае, если не произойдет роста государственных расходов.
Определяя ДКП на текущий год, Нацбанк уже объявил о том, что при реализации первого, более позитивного сценария, приоритетом будет оставаться обеспечение стабильности цен.
Исполнение же пессимистичного сценария потребует «изменения приоритетов политики в пользу обеспечения стабильности финансового сектора с целью недопущения дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране». Отныне монетарная власть не собирается проводить «жесткую» ДКП и готова всячески поддерживать развитие банковской системы, начиная от предоставления банкам текущей ликвидности до возможного снижения существующих нормативов минимальных резервных требований, в зависимости от ситуации.
Но вернемся к вопросу внутренних инвестиций, на которые так надеется правительство. На 1 января 2008 года вклады физических и юридических лиц составили 6 триллионов 424 миллиарда тенге. Часть этих денег пойдет на кредитование предприятий, часть — на потребительское и иное кредитование населения. Когда кредитуются юридические лица, происходит рост экономики, вне зависимости от того, в какой сектор идут инвестиции — промышленный, сельское хозяйство, торговые операции. Инвестиции в частных лиц стимулируют рост внутреннего потребления, и, если люди покупают недвижимость, это косвенно влияет на развитие отечественной строительной индустрии. Если же население покупает предметы домашнего обихода, то происходит стимулирование роста торговли. А, принимая во внимание тот факт, что эта продукция чаще импортируется, чем производится внутри в страны, то эти инвестиции трудно назвать внутренними — они экспортируются за рубеж в качестве оплаты за товар. Торговле остается лишь маржа. Таким образом, считать все банковские депозиты инвестициями нельзя.
С января по декабрь 2007 года вклады физических лиц увеличились на 37,7 процента, юридических — на 34,6 процента. Казалось бы, рост существен. Однако даже этот рост не может обеспечить кредитование экономики по восходящему тренду.
В этом году кредитные организации, вероятно, не смогут привлекать зарубежное фондирование, наоборот, будет происходить нетто-отток капитала, поскольку банкам необходимо выплатить порядка 9 миллиардов долларов основного долга и 3 миллиардов в качестве процентов. Банкам придется переориентировать свои финансовые потоки с тем, чтобы вовремя и в полном объеме рассчитаться по своим внутренним долгам. Собственная финансовая устойчивость и сохранение ликвидности для них становится приоритетом. Они, безусловно, постараются направить все свои усилия на расширение депозитной базы, но не факт, что эта операция пройдет успешно. Многие юридические лица также испытывают проблемы с ликвидностью, а это значит, что объем их депозитов может «сжаться». Население, хотя его благосостояние и растет год от года, тоже имеет ограниченный потенциал сбережений. Кроме того, в условиях раскручивающейся инфляции выгоднее деньги тратить, чем сберегать.
В случае же, если кредитование банков экономике, которое, по предварительным данным, в 2007 году достигло 7 триллионов 256 миллиардов, не будет превышено (а, увы, к этому все идет), то экономику ожидает стагнация. И даже вожделенных 5 процентов увеличения ВВП можно не получить.
В этих условиях правительству следует разработать срочный план действий по привлечению в экономику дополнительных инвестиционных ресурсов — денег накопительных пенсионных и паевых инвестиционных фондов, институтов развития и капитала внешних инвесторов.
Рисунок с сайта http://www.itar-tass.com