Естественно, что все эти факторы негативно сказываются на экономике Казахстана, стабильность которой также во многом зависит от цены на “черное золото”.
Подробнее об этом медиа-порталу Caravan.kz рассказал руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур.
— Во вторник, 24 марта, стоимость нефти марки Brent составляла $28,21 за баррель. Цена продолжает снижаться до рекордного минимума 1991 года, и это не может не вызывать беспокойство. Введение чрезвычайного положения в стране, которое начало действовать с 16 марта, только усугубит ситуацию. Вместе со снижением цен на нефть, падает и ее фактическое потребление. Авиакомпании, которые являются одними из основных потребителей нефтепродуктов, заявили о переносе рейсов или их полной отмене, а это миллионные убытки для нефтеперерабатывающей отрасли. Кроме того, сокращено межгородское сообщение, а граждан призывают к добровольной самоизоляции, — отметил аналитик.
По словам эксперта, все это приведет к падению потребления автомобильного топлива: бензина и дизеля. Сокращение спроса обрушит цены на нефть еще больше. Национальный банк РК уже прогнозировал возможное снижение стоимости нефти до отметки в $20. При этом, стоимость добычи барреля нефти в Казахстане варьируется от $20 — $65, в зависимости от месторождения.
И если та же Россия или Саудовская Аравия могут балансировать, увеличивая объемы добычи, то Казахстану сделать это будет достаточно проблематично.
— Что это значит для Казахстана? Во-первых, государственная казна недополучит миллионы тенге от продажи “черного золота”. Годовой бюджет страны формировался, учитывая стоимость нефти на уровне $55-60. Снижение цены вполовину приведет к дефициту бюджетных средств и инфляции тенге. Чтобы минимизировать риски, правительство уже реализует ряд мер: проведена валютная интервенция, повышена процентная ставка, чтобы мотивировать граждан делать вклады в национальной валюте, тем самым поддерживая курс тенге, — добавил господин Мазур.
При этом аналитик напомнил, что Казахстан также входит в топ-20 стран по добыче золота и постоянно наращивает темпы производства. В 2019 году рост добычи драгоценного металла составил 3%. Продажа золота и серебра в некой степени могла бы компенсировать недополученную прибыль от добычи нефти, но и драгоценные металлы падают в цене.
Также, по словам г-на Мазура, на фоне падения сырьевых рынков будут снижаться и поступления в бюджет страны, а значит, первый удар придется как раз по национальной валюте, стоимость которой продолжит снижаться. Что, в принципе, происходит и сейчас. Сегодня американский доллар стоит 443,64 тенге, а евро — 481,16 тенге. Вполне вероятно, что в ближайший месяц национальная валюта продолжит ослабление, вследствие снижения стоимости нефти и закрытия границ с другими государствами.
— Казахстан, как член ОПЕК+, выступает за скорейшее возобновление сотрудничества и урегулирование цен на нефть на мировом рынке. Представители министерства энергетики РК неоднократно заявляли, что необходимо продолжить переговоры и прийти к компромиссу, который бы устроил и Россию, и Саудовскую Аравию, однако потепления в этом вопросе пока не наблюдается. Чтобы поддержать собственную экономику, правительство Казахстана намерено не повышать, но и не снижать объемы добычи нефти, несмотря на возможное падение спроса. При этом, правительство обещает выполнять все социальные гарантии перед гражданами, включая своевременную выплату заработной платы, пособий, а также примет ряд мер для недопущения сокращения количества рабочих мест. Поддержку для экономики правительство видит именно в собственных гражданах. Если сейчас жители Казахстана начнут активно вкладывать деньги в депозиты, это позволит финансовой системе балансировать в это неспокойное время и пережить кризис с наименьшими потерями, — резюмировал эксперт.