Во вторник, 17 августа, Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал Указ “О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан”.
Реформа разграничивает полномочия правоохранительных органов. Медвытрезвители передаются из МВД в ведение Министерства здравоохранения. Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – Министерству образования и науки. Техосмотр транспортных средств и охранная деятельность – в конкурентную среду. Полномочия по контролю за проведением техосмотра – Министерству транспорта и коммуникаций.
МВД и Генпрокуратура объединят имеющиеся у них три региональные транспортные структуры в одну, входящую в центральный аппарат этих органов. А в МВД путем слияния комитета криминальной полиции и следственного комитета создается комитет по расследованию.
Экономические и коррупционные преступления будут в полном объеме расследоваться финансовой полицией. КНБ сосредоточится на расследовании преступлений, непосредственно связанных с угрозами национальной безопасности. Реформе также подвергнутся суды.
Уже в среду, 18 августа, Премьер-министр Карим МАСИМОВ дал поручения руководству государственных органов в целях реализации объявленной Президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ реформы правоохранительной и судебной систем.
МВД поручено приступить к разработке программы по профилактике правонарушений, а Министерству юстиции – разработать концепцию необходимых поправок в законодательство.
Министр юстиции Рашид ТУСУПБЕКОВ тут же попросил у правительства более 18 миллиардов тенге – для лучшего реформирования. Однако министр финансов РК Болат ЖАМИШЕВ заявил, что подобных расходов в бюджете не предусмотрено.
Мы попросили наших экспертов прокомментировать нововведения.
ГЛАВНОЕ – ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ!
Данияр КАНАФИН, адвокат:
– К сожалению, в последние годы сложилась репрессивная практика уголовного судопроизводства: почти 99 процентов приговоров судов по уголовным делам носят обвинительный характер. То есть ведомственные интересы правоохранительных органов становятся приоритетными по отношению к правам и свободам человека, законности и справедливости.
Но главное: без устранения коррупции все реформы обречены на провал. Как показывает опыт некоторых постсоветских государств, при наличии политической воли государства системную коррупцию можно победить в течение 3–5 лет. Так что если захотим – справимся!
ВЫИГРАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ?
Сергей КАРПОВ, национальный специалист Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану:
– В выступлении Президента есть такое предложение: решительно продвинуться в вопросах гуманизации уголовной политики. Она предусматривает создание законопроекта, направленного на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение.
Очень вероятно, что это напрямую касается профессиональной деятельности журналистов, а именно: декриминализации клеветы, то есть исключения ее из разряда уголовных преступлений. И это радует! Вопрос уже было предложено изучить в рамках рекомендаций национального плана действий по правам человека. И, насколько известно, такая рекомендация была подписана Президентом и направлена правительству.
СУДЫ ЗАВИСЯТ ОТ СВОИХ НАЧАЛЬНИКОВ
Есберген АЛАУХАНОВ, профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой судебной власти и уголовного процесса КазНУ имени Аль-Фараби:
– То, что МВД лишится несвойственных ему функций и займется серьезными вопросами в сфере экономических и коррупционных преступлений, – я считаю положительной тенденцией.
Что касается судебной системы, то, думаю, можно вернуться к выборности судей – частично, в виде эксперимента. Главное, чтобы кадры судов не представлялись Верховным судом и областными судами, как это делается сейчас. У нас есть Высший судебный совет, который работает формально. Вот ему бы и передать функции назначения и представления судей, продвигаемых по карьерной лестнице. Сейчас Высший судебный совет занимается только новичками. Судебная система должна заниматься отправлением правосудия, а не сидеть и бояться руководства.
НАСЕЛЕНИЕ НЕ ДОВЕРЯЕТ НИ ПОЛИЦИИ, НИ СУДУ…
Светлана ШАМЫЧКОВА, юрист “Каравана”:
– Из многочисленных обращений и писем наших читателей в редакцию газеты мы видим, насколько подорвано доверие населения к работе полиции, прокуратуры, судов.
Читатели обращаются в СМИ как в последнюю инстанцию, надеясь лишь на общественную огласку. Недоверие населения к правоохранительным и судебным органам объяснить можно тем, что Президент страны Нурсултан Назарбаев обозначил как “подмену качественных показателей количественными”.
Вся система правоохранительных и судебных органов построена и работает таким образом, чтобы карать человека, попавшего в поле ее деятельности. Тогда как важно, действительно ли он виновен или нет.
Прокуратура, призванная стоять на страже соблюдения законности, тоже не в полной мере выполняет свою конституционную функцию. На процессуальные нарушения порой закрываются глаза. Уголовные дела возбуждаются и направляются в суд, который в свою очередь редко готов вынести оправдательный приговор, даже при отсутствии прямых или хотя бы косвенных доказательств вины подсудимого, более того – даже при отсутствии в его действиях состава преступления, о чем часто пишут читатели газеты.
Объясняется это просто: сложившаяся система устроена так, что представители всех силовых структур и судов настолько не доверяют другу другу, что вынесение судом любого оправдательного приговора или прекращение незаконно возбужденного уголовного дела расценивается не иначе как “коррупционное” действие со стороны лица, принявшего такое решение.
Поэтому в обществе укоренилось мнение о том, что наши прокуроры, судьи, следователи и их начальники уже не допускают простой мысли о том, что любое процессуальное решение может и должно приниматься строго по закону, а не по телефонному звонку от вышестоящего начальника, прокурора или председателя суда. К сожалению, люди пока не чувствуют себя в безопасности. И самое скверное – это неверие в саму систему.
НУЖНЫ ЧАСТНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ!
БУЛАТ БАЕКЕНОВ, президент ассоциации охранных организаций РК, почетный сотрудник КНБ и Службы охраны Президента, профессор КазГЮУ:
– Очень интересный момент в Указе Президента – о частной детективной деятельности. Еще в 1995 году, когда готовился закон “О лицензировании”, будучи министром, настоял на том, чтобы частную детективную деятельность внесли в разряд лицензируемых. С тем, чтобы этим не занимались дилетанты, случайные люди. Предполагалось, что МВД разработает квалификационные требования, чего так и не случилось.
Позже, в 2003-м, группой депутатов Мажилиса был инициирован закон “О частной детективной деятельности”. Но Сенат закон “завернул”, его отложили до лучших времен. Сейчас они, видимо, настали.
Частная детективная деятельность получит, надеюсь, четкую законодательную основу. Думаю, что, тесно взаимодействуя с государственными правоохранительными органами, частные детективы улучшат ситуацию с раскрываемостью преступлений, окажут большое содействие государственному сыску. Его с нетерпением ждут и адвокаты
Частные детективные агентства более 15 лет действуют в России, и, как показывает жизнь, их услуги востребованы обществом.