На объявление о продаже однокомнатной квартиры на улице Гайдара алматинка З. наткнулась в одной из газет. Предварительно созвонившись, пришла на “смотрины”, где ее встретили владелец квартиры и женщина, назвавшаяся агентом по недвижимости.
Квартира покупательнице понравилась, и, отдав задаток, она вместе с новыми знакомыми отправилась в Центр обслуживания населения за справкой-обременением (то есть документом о том, что квартира “чистая” и не находится под залогом).
Получив справку, все вместе посетили нотариуса. Но та заметила несоответствие: в техническом паспорте квартиры общая площадь выражалась цифрами 36,10 кв. метра, а в выданной справке – 39,10 кв. метра. Нотариус отправила клиентов в департамент юстиции Алматы министерства юстиции РК за новой справкой. По правилам все внесенные изменения в подобные документы должен проверять первый руководитель этого ведомства. Но в этот раз почему-то вместо него это сделал простой исполнитель. Зачеркнув цифры 39,10, он вписал сверху 36,10, написал “исправленному верить” и подписал документ.
Нотариусу этого хватило, – и она заверила договор купли-продажи. Владелец квартиры, теперь уже бывший, попросил покупательницу две недели повременить с переездом, пока живущие там квартиранты не найдут себе новое жилье.
Но, когда положенный срок истек и новая владелица пришла в квартиру, она с удивлением увидела, что жильцы никуда уезжать не собираются.
Еще больше она удивилась, узнав, что человек, выступивший в роли продавца, хозяином квартиры вовсе не являлся!
Сотрудники полиции, к которым обратилась незадачливая покупательница, быстро установили личность 36-летнего “квартировладельца” и задержали его.
А он и не отпирался, заявив, что и организация, и исполнение аферы – только его рук дело. Вот только не сказал, куда дел полученные от покупательницы деньги, – больше 100 тысяч долларов.
Следователь направил материалы уголовного дела в суд.
Каким образом этот мошенник смог получить поддельный договор и справку о “чистоте” квартиры, так бы и осталось загадкой, если бы судья Алмалинского суда не направил дело на дополнительное расследование.
В своем постановлении судья потребовал назначить криминалистическую и почерковедческую экспертизу печати и подписи нотариуса, которая заверяла поддельные договоры купли-продажи. А также дать надлежащую юридическую оценку действиям чиновников, которые проглядели подозрительные манипуляции.
Сотрудники полиции предполагают, что подозреваемый является членом преступной группы аферистов, до недавнего времени орудовавшей в Астане.
И ему отводилась роль сидельца – он должен был получить часть суммы, вырученной от продажи чужой квартиры, во всем признаться и отправиться отбывать срок. Больше пяти лет за подобные дела не дают, а за примерное поведение выпускают условно-досрочно. Ну а остальные в это время благополучно исчезают с деньгами…
Олег ГУБАЙДУЛИН