Операция "Чечевица" - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Операция "Чечевица"

Операция "Чечевица"

23 февраля 1944 года сводная рота солдат и офицеров НКВД, НКГБ и "СМЕРШа" насильно вывезла около полумиллиона чеченцев и ингушей в северные области Казахстана и Киргизию.

  • 5 Апреля 2005
  • 6476
Фото - Caravan.kz

Операция проходила под кодовым названием «Чечевица», руководил которой лично Лаврентий Берия.
О причинах великого переселения народов в годы войны написаны книги и научные труды. Однако переселение кавказских народов занимает особое место, поскольку, их депортация носила уже не профилактический характер, а была своеобразной акцией «возмездия» за совершенные или несовершенные в годы войны преступления против советского государства.
Непосредственно акции «возмездия» затронули шесть народов — карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар.
Сегодня причины их массовой депортации кажутся многим надуманными. Да и идея наказания целых народов сама по себе является чудовищной.
Более того, многие называют депортацию этих народов геноцидом. Впрочем, обратимся к фактам.
В 1934 году Чеченская автономная область (АО) и Ингушская АО были преобразованы в единую Чечено-Ингушскую АО, а в 1936 году в Чечено-Ингушскую АССР.
Эта территория практически не была под оккупацией, поэтому обвинить ее народы в прямом предательстве было непросто. Поэтому официальным обвинительным актом стало «активное и почти поголовное участие в террористическом движении», направленном против Советов и Красной Армии». В частности, утверждалось существование массовой повстанческой организации «Объединенная партия кавказских братьев» под водительством Х. Исраилова.
В октябре 1943 года в республику для изучения ситуации ездил заместитель наркома внутренних дел Б. Кобулов. В ноябре было проведено совещание с начальниками управлений НКВД тех регионов, куда выселялись калмыки. В частности, обсуждались вопросы, связанные с намечаемой операцией «Чечевица» (депортация 500 тысяч вайнахов (чеченцев и ингушей).
200 тысяч человек планировалось расселить в Новосибирской области, 35-40 тысяч — в Алтайском крае, Красноярском крае и Омской области.
Но эти регионы уклонились, и в плане, представленном Берией Сталину в середине декабря 1943 года, была иная дислокация, напоминавшая «карачаевскую».
Горцев распределили между областями Казахстана и Киргизии. В частности, в Казахстане они расселялись по Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областям. Те, кто был занят в нефтегазовом секторе, расселили в районы Гурьевской области.
Руководителей чечено-ингушской республики использовали
Из письма Берии Сталину:
«Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459486 человек, включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией, и в г. Владикавказе».
22 февраля Берия встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции, намеченной на завтра, на раннее утро, и предложил провести необходимую работу среди населения.
Работа была проведена. Но аксакалов, религиозных и партийных работников обманули.
Особая папка. Из письма Берии Сталину, 22 февраля 1944 года:
«Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Молаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения.
Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в свои руки и обещал выполнить все задания, которые будут ему даны в связи с выселением».
Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения».
К 40 другим партийным работникам было прикреплено 24 района, в них нужно было подобрать из местного населения по 2-3 человека для проведения агитации.
Ранним утром 23 февраля всем мужчинам была дана команда собраться на сход по случаю празднования дня рождения Красной Армии. После него часть схода отпустили по домам собирать вещи, остальных разоружили и доставили к местам погрузки.
В отличие от предыдущих (имеются ввиду депортации корейцев, калмыков, немцев и других народов) про эту операцию уже не скажешь, что она прошла без эксцессов: было 2016 арестованных и 20 072 изъятых единиц огнестрельного оружия.
К тому же выпавший в горах снег затормозил выселение из горных районов. Последними 29 февраля покидали свои земли представители национальной политической элиты. В середине марта в Казахстан была переселена 89901 семья (405375 человек).
Вспоминает Хажбикер Акиев:
Когда нас выселяли, мне было 11 лет. За месяц до этого в наше село ввели войска, так было везде, по всей Чечено-Ингушетии. Пять-шесть человек стояли у нас дома. Все думали, что это отступившие войска. Как потом выяснилось, это были войска НКВД. Пожили у нас месяц, а утром 23 февраля 1944 года вошли во двор и приказали собираться. Наша семья состояла из пятерых детей, матери и отца. Отец был на собрании. Нам не дали даже вещи собрать. Мы и по-русски-то не все понимали толком. Кто понимал, объяснил, что нас выселяют. Что разрешали брать с собой?
Это у всех было по-разному: в одном дворе могли разрешить в другом — нет. Зависело от воли солдат и офицеров. Нам ничего не дали взять. В нашем селе Базоркино, сейчас называется Чермень (территория Осетии) железнодорожная ветка была. Нас туда привезли всех, кто на ходу был. Ограждение как в отаре, вокруг пулеметы, лежат с автоматами наизготовку солдаты, начали нас грузить в вагоны. Вагоны были телячьи, дырявые. Запихивали народу сколько можно. Ехали сидя. Лежать уже не всем было место. В некоторых вагонах было свободнее. Нас сутки грузили: ждали, пока всех соберут. На рассвете 24-го февраля мы уехали. Люди умирали по дороге. От голода, холода и …стыда. В углу в вагоне стояло ведро и надо оправляться при всех. Кто стеснялся (особенно это касалось девушек и стариков) терпел, сколько мог. Многие умирали от запоров и разрыва мочевого пузыря. Хоронить не давали. Если солдаты узнавали о смерти кого-либо, труп выкидывали прямо на ходу. Тогда люди стали прятать трупы своих родных. Кому-то удалось довезти тела до конечной станции.
В пути не только умирали, но и рождались. Женщины прикрывали простыней место вокруг роженицы и принимали роды. Воды не было: ребенка обтирали тряпками и заворачивали в теплое.
18 марта мы были уже на станции Макинка Акмолинской области. Эшелон там разгрузили. Остановились в школе, потом ждали представителей с колхозов, они забирали кому сколько. А мы остались с Макинке, отец, Юнус его звали, был мастер-умелец. Его взяли в артель.
Вспоминает Марьям Акиева:
Брат моей мамы работал в НКВД, поэтому мои родные знали об этом задолго до переселения. Однако семьям НКВД-шников говорить об этом кому-либо строго запрещалось. Да если даже информация просачивалась, то люди попросту не верили в это. Им казалось, что такого вообще не может быть.
Мама моя вспоминала, что наша семья переезжала в более или менее терпимых условиях: эшелон обили коврами, чтобы в щели не дуло. Была вода и еда. А ведь многие в дороге завшивели, умирали от холода, болезней. Люди до сих пор вспоминают этот кошмар. Моего отца отозвали с фронта, между тем советские войска стояли уже в Польше.
Аманчи Гунашев, политолог, публицист:
Когда проходила депортация, мне был 1 год. Поэтому я могу судить о том времени лишь по воспоминаниям своих соплеменников. Мы жили в Чеберлойском районе, селе Хиндой. Отца у меня к тому времени уже не было. Мать со мной и старшей сестрой оказалась в Алматинской области. Старший брат вместе с дядей был депортирован в Кустанайскую. Это была одна из хитростей политики депортации — разлучить представителей народа с родными, чтобы те даже не знали, где искать друг друга. До снятия ограничений по передвижению мы не знали о судьбе друг друга. Дядя и брат, 14-летний подросток, работали на рудниках. Оба умерли, так и не дождавшись встречи с родственниками после снятия ограничений.
Надо сказать, что и дата — 23 февраля — тоже была выбрана не случайно. НКВД старался приобщать даты депортации к праздникам, чтобы под видом торжественного собрания изолировать мужчин. Депортация проходила поголовно: с фронта отзывались люди. В вагоны сажали стариков, детей. Были факты, когда больных людей расстреливали на месте. Жителей деревни Хайбах, а это около 700 человек, находившихся далеко в горах, и которых НКВД-шники уже по срокам не успевали отправить поездами, загнали в конюшню и подожгли. Тех, кто пытался вырваться, расстреливали из автоматов.
Особая папка. Из письма Берии Сталину, 29 февраля 1944 года
«Сегодня отправлены эшелоны с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ингушетии , которые использовались при проведении операции.
Из некоторых пунктов Галанчжойского района остались невыселенными 6 тысяч чеченцев, в силу большого снегопада и бездорожья вывоз и погрузка которых будет закончена в два дня. Операция прошла организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов».
«Людоедов» от смерти спасло местное население
Хажбикер Акиев:
Первые дни местное население еще побаивалось нас, среди них пустили слух, что мол, «людоеды» приехали. Проходила неделя, другая, люди присматривались друг к другу. Хлебом-солью, одеждой, всем делились. Была война, люди в тылу сами с голоду умирали, отправляя все на фронт. Вот я сейчас, когда белый хлеб вижу, я беру его в руки и целую. Казахи хорошо встретили, благодаря им многие выжили.
В 12 лет я уже пошел столяром в артель. Работал два года, делали комоды, столы, табуретки, разборные кровати. Потом я ушел сапожником. Проработал восемь лет, в Макинке, я там прожил 23 года, по 1968 год. В армию меня не брали, я подавал заявления много раз. Самое большее, что мог я себе позволить — учиться в ФЗО. Это фабрично-заводское обучение. На самом деле, это был просто каторжный труд на рудниках и шахтах.
В то время Вы понимали, почему с чечено-ингушами так поступили?
Тогда я не понимал. Отец как приехал, так и прожил до 1947 года в молчании. Перед депортацией он недавно только вернулся из трудармии. В нашей семье не было абреков — людей, уходивших в горы, чтобы бороться с советской властью. Я стал осознавать те события лишь потом, по ходу жизни. Это была затея Берии: ему надо было освободить земли, отдать их осетинцам, дагестанцам, грузинам.
Справка
На месте районов, населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края. В него вошло, однако, менее 2/3 бывшей территории АССР; одновременно в его состав добавили северо-восточные районы Ставропольского края, населенные ногайцами, даргинцами, кумыками (до 1937 года эти земли входили в Дагестан) и русскими. Позднее Грозненский округ был преобразован в Грозненскую область (с включением в ее состав бывшего Кизлярского округа).
Бывшие западные и часть южных районов, то есть собственно Ингушетия, были переданы Грузии и Северной Осетии, а восточные и юго-восточные присоединены к Дагестану.
«Освободившиеся» после депортации земли заселены в основном осетинами из Грузии (в Пригородном районе) и русскими (в Сунженском).
Соответственно, репрессированы были и все ингушские названия, их заменили осетинскими или русскими.
Все свои действия режим старался завуалировать
Комментирует Кайдар Алдажуманов, кандидат исторических наук, заместитель директора Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова.
— Причины, по которой депортировались все народы во время войны, сегодня не выдерживают никакой критики. Их можно объяснить лишь политическими мотивами и необходимостью укрепления лагерной экономики. Вместо того, чтобы использовать войска на фронте, только на выселение чеченцев и ингушей режим задействовал до 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД и 19 тысяч оперативных работников. Принадлежность к той или иной нации оборачивалась трагедией для сотен тысяч ни в чем неповинных людей. В свое время по предложению Берии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1944 года 714 работников НКВД и оперативных работников, осуществлявших переселение указанных народов Северного Кавказа «за образцовое выполнение специальных заданий» были награждены орденами и медалями, в том числе орденами Суворова, Кутузова, Красного Знамени. Впоследствии, через 20 лет Президиум Верховного Совета СССР Указом от 4 апреля 1964 года отменил это решение, и все врученные награды были возвращены.
Все свои действия режим пытался тщательно завуалировать. 29 января 1944 года Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей». А 31 января ГКО издал сразу два постановления, посвященных чеченцам и ингушам, не называя их по имени: первое — «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР», второе — «О порядке принятия на Северном Кавказе скота и сельскохозяйственных продуктов».
Сама операция началась 23 февраля, а Указ Верховного Совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР датирован лишь 7 марта 1944 года.
26 ноября 1948 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, гласивший: немцы, калмыки, чеченцы, ингуши балкарцы, крымские татары и другие переселенные в отдаленные районы навечно, самовольный их выезд с мест поселения карается каторжными работами сроком до 20 лет.
Выселенные народы претерпели немало физических и моральных страданий и унижений, голода, много людей погибло.
В качестве примера можно привести такой факт: 24 мая 1945 года Бюро ЦК КП(б) Казахстана рассмотрело вопрос «О массовой смертности переселенцев на почве истощения в Цюрупинском районе Павлодарской области» (туда было выселено самое большее количество вайнахов).
Говорят, люди от голода ели корни трав и деревьев. Надо отдать должное местным органам управления: они придавали большое значение обустройству спецпереселенцев на местах: выдавали ссуды на обзаведение хозяйством и скотом. На две семьи выдавали одну корову. Большую помощь оказывало сельское население республики.
16 июля 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому чеченцы, ингуши, карачаевцы и их семьи снимались с учета спецпоселения и освобождались из-под административного надзора органов МВД. Однако снятие ограничений не означало возвращение им имущества, конфискованного при выселении. Да и путь домой пока был заказан.
Хажбикер Акиев:
Когда объявили о снятии ограничений, люди бросились в бега, домой. Доезжали до Ульбаха, там их ловили и возвращали в Казахстан. А мотивировалось тем, что там шла война: ингуши требовали вернуть им свои земли от Осетии, чеченцы дрались с дагестанцами. Государству пришлось возвращать беглецов, чтобы не было конфликта.
Сталин хотел утопить вайнахов в Каспийском море
До сих пор в среде чечено-ингушского народа бытует миф о том, как в далеком 1944 году Сталин и Берия хотели утопить их народ в Каспии. Говорят, даже были выстроена железнодорожная ветка, ведущая прямо к морю. По одной версии, в ответ на подобное предложение Берии Сталин ответил: «Два раза с одной овечки шкуру не снимают».
Комментирует Аманчи Гунашев, политолог, публицист
Я думаю, что это миф, порожденный отсутствием информации и видимых причин для депортации. Очевидно другое. В Казахстане было много неосвоенных земель, требовалась рабочая сила на эвакуированные в войну производства.
Каковы глубокие последствия депортации?
Около трети переселенцев погибло. Поначалу у населения было настороженное отношение: еще бы, ведь пришельцев называли «зверями», «людоедами».
Почти поголовно никто из чеченцев и ингушей не знал ни русского, ни казахского языка. Это затрудняло общение.
Но постепенно люди узнавали друг друга. Еще один немаловажный фактор: чечено-ингуши попали в республику, в которой преобладает мусульманство. Это способствовало сближению. Люди потеплели друг к другу. Нужно учесть, что во фронтовые года, казахстанцы сами жили впроголодь, но делились последним с переселенцами. Мама вспоминает каждый раз, как ей соседи давали чашку бульона у соседей, она добавляла туда талкан и кормила меня — сына. Она рассуждала трезво, если даже дочь умрет — не страшно, а сын — продолжатель рода — должен жить. Многие не выдерживали и отдавали детей в детские дома, что вообще неслыханно для наших традиций. Так рушились наши многовековые обычаи, традиции, и этого вайнахи не могут простить до сих пор. От голода многие пускались во все тяжкие — грабили, воровали, убивали ради куска хлеба. Многих отправляли в тюрьму. Сегодня когда вайнахов обвиняют в том, что наш народ не умеет работать, а только грабит и убивает, у меня возникает резонный вопрос: кто в этом виноват? Тем не менее, вопреки злой воле у народа сохранился потенциал.
9 вайнахов — героев Советского Союза было в войну. Наиболее героически показали себя вайнахи при защите Брестской крепости. Это достоверно известно.
Реабилитация чеченцев до сих пор практически не произошла
В чем заключалась причина, по которой так жестоко преследовали вайнахов?
Аманчи Гунашев:
Знаменитый публицист Авторханов пишет, что конфликт вайнахов с Советской властью возник в годы коллективизации. Вначале они восприняли ее с большим энтузиазмом. Даже воевали с Деникинской армией. За это Советская власть обещала сохранить за ними вероисповедание, культуру и обычаи. Но с введением коллективизации обещания были попраны. Чеченцы и ингуши восстали. С 1921 по 1942 год их выступления против Советской власти были ощутимыми. Отсюда и мифы, наверно, о «золотом седле», белом жеребце, которые якобы были преподнесены Гитлеру в подарок от чечено-ингушей. Этим отчасти объясняется та жестокость, с которой НКВД и Берия проводили депортацию.
Сейчас мы понимаем, что несмотря на юридическую реабилитацию вайнахов, фактически и политически они не оправданы.
В 1993 году вышел закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», по которому все спецпереселенцы подпадают под категорию «жертв» репрессий, а их дети — в категорию «пострадавших от репрессий». Им положены пособия, надбавки и единовременные пособия. Но закон не работает, поскольку чтобы быть реабилитированным нужно получить справку из архива, что ты был репрессирован.
По данным казахстанских властей архивы были отправлены в Чечню, (где сейчас царит разруха), а в России ссылаются на Казахстан. Без справки о репрессии, нельзя получить справку о реабилитации, а значит, и претендовать на материальную помощь — тоже.