Бережет только случай
Проверка, проведенная в международном аэропорту Петропавловска, показала, что предприятие работает с вопиющими нарушениями закона. Взлетно-посадочная полоса испещрена трещинами. Пути подруливания воздушных судов к нескольким стоянкам разрушены. Последний ремонт взлетно-посадочной полосы (при нормативном сроке эксплуатации 8 лет) проводился 17 лет назад. Перрон последний раз капитально ремонтировался 34 года назад, хотя срок его эксплуатации – 20 лет.
Половина периметрового ограждения аэродрома отсутствует – заходи, кто хочет! Стационарных постов – вышек, освещения, предупредительных аншлагов – нет и в помине.
Безопасность стратегического объекта охрана обеспечивает… голыми руками. На балансе предприятия числится 21 единица огнестрельного оружия, но оно покоится в хранилище областного ДВД, потому что изъято из-за отсутствия лицензии на осуществление охранной деятельности.
Здравпункт без лицензии на осуществление своей деятельности со скудным набором медикаментов и медтехники – вот и все медицинское обеспечение полетов воздушных лайнеров. Противопожарная защита – и того хлеще. Из трех пожарных автомобилей в рабочем состоянии только один. И тот укомплектован рукавами и ручными стволами, пришедшими в негодность. Противопожарное водоснабжение на объекте отсутствует. В этом плане, можно предположить, надежды возлагаются на близлежащее болотце. Вот только оно, как констатировала проверка, заросло камышом, и подъездных путей к нему нет…
От трагедий и ЧП воздушную гавань, гордо именуемую международным аэропортом, бережет только случай, считают североказахстанские транспортные прокуроры. А вот ЧП социального характера – здесь регулярны. Заработную плату сотрудники аэропорта уже давно по горькой традиции получают только через прокуратуру.
А им всё равно?!
Самое парадоксальное в ситуации, сложившейся в Петропавловском аэропорту, то, что, сравнивая прошлогоднюю прокурорскую справку с нынешней, трудно отыскать отличия. Одни и те же нарушения.
После прошлогодней проверки комитет гражданской авиации под угрозой закрытия дал аэропорту срок для устранения нарушений. Когда же истек самый последний из “последних сроков”, транспортный прокурор Северо-Казахстанской области Айдар Чакаров сделал официальное заявление о том, что в связи с неустранением нарушений требований авиационной безопасности в аэропорту председатель комитета гражданской авиации РК г-н Кубаев известил руководство предприятия о запрете всех вылетов и посадок на аэродроме аэропорта с 16 апреля. Это фактически означало закрытие аэропорта.
Не успели казахстанцы осознать, что в Петропавловск не будут летать самолеты, как комитет гражданской авиации вдруг изменил решение! Полеты были возобновлены, а к концу этого года число рейсов увеличилось практически вдвое!
Не страшен даже прокурор
Транспортная прокуратура видит решение проблемы в смене частного собственника предприятия, в чьих руках 60 процентов акций аэропорта. Остальные принадлежат акимату Северо-Казахстанской области. По словам Айдара Чакарова, на протяжении многих лет держателями контрольного пакета АО не выделялось ни одного тенге на обеспечение на аэродроме и в аэропорту авиационной безопасности и безопасности полетов.
По итогам прошлогодней проверки транспортная прокуратура обратилась в суд с иском о признании недействительной сделки, согласно которой львиная доля акций аэропорта оказалась в руках частников. Специализированным межрайонным экономическим судом по СКО, коллегией по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда прокуратуре было отказано (!) в удовлетворении исковых требований.
“Озабоченность вызывает выдача сертификатов годности эксплуатации аэродрома со стороны должностных лиц комитета гражданской авиации. Они выдаются с завидной регулярностью, несмотря на ежегодно допускаемые нарушения”, – недоумевает транспортный прокурор.
Инна ЛОПАТКО, Петропавловск