На наших глазах за считанные секунды огромный КамАЗ как пушинка слетает с дороги в кювет. Трасса превращается в ледовый каток.
А ведь ничто не предвещало снежной бури! Чуть раньше в Алматинской области столбики термометров поднялись до +16. Но стихии хватило несколько часов, чтобы устроить настоящую зиму посреди весны. Практически за час в районе национального парка Алтын-Эмель температура резко упала на 25 градусов!
Такие перепады застают людей врасплох. Многие водители выехали на трассу уже на летней резине, кто-то рискнул сесть за руль не совсем исправной машины, хотя зимой обычно так не рискуют. А тут – снег на голову. Да еще какой!
Черти сбивают с пути?
Снег с песком встает плотной пеленой на пути водителей, двигающихся по перевалу, и тут главное – не слететь в обрыв. Жать резко на тормоза – опасно, может закрутить на гололеде, и тогда прыжок в пропасть точно обеспечен.
В самый разгар стихии мы пробирались по перевалу в районе национального парка Алтын-Эмель, в народе это место называют “землей Санникова” – это одно из самых опасных мест на трассах Алматинской области. На самом перевале, где дорога серпантином вьется вокруг гор, есть некие “аномальные участки” – так говорят водители. Специалисты-метеорологи, конечно, дали бы свое объяснение природным катаклизмам, которые здесь происходят. Например: почему снег метет прямо на дорогу, лишая водителей видимости практически полностью? В результате снежный покров на участках этой дороги может достигать нескольких метров. А метр вправо-влево от трассы – и уже нет такого разгула стихии, все спокойно, как будто черти водителям чинят препятствия на пути!
Поэтому бывалые водители не рискуют двигаться по этому участку трассы, когда “дует ветер на Алтын”. А если непогода застала в пути, то глушат мотор и ждут, когда все стихнет. Вдоль дороги мы увидели десятки огромных фур, водители которых предпочли переночевать на обочине…
Четыре машины в одном сугробе
Другой опасный участок – перевал Мукры. Дорога, ведущая к Талдыкоргану, почти всегда забита транспортом. Вдоль трассы мы увидели десятки заглохших машин. Люди часами находились на морозе. Среди них были женщины, дети.
– Мы уже три часа стоим на морозе, в метели, – рассказали нам женщины, которых мы разместили в салоне нашей машины, пока мужчины чинили транспорт. – Налетели на кочку, дороги не было видно, слетело колесо. Хорошо, еще в кювет не угодили, муж ехал медленно…
Слететь с дороги в таких погодных условиях можно запросто. Чуть больше скорость – и риск увеличивается в разы. Пока мы двигались по трассе, нас обогнала легковушка, и уже через несколько секунд мы увидели, как ее буквально выкинуло с дороги в сугроб. Следующего лихача постигла та же участь.
На перевале Мукры мы стали очевидцами аварии, в результате которой в кювет упало сразу четыре машины! Огромный КамАЗ слетел с дороги, перевернулся и замер в сугробе колесами вверх. За ним ушли в тот же сугроб джип и две легковушки…
Страшная статистика
Как только мы вырвались из снежного плена, сразу же направились в дорожную полицию. Ситуация на трассах аховая, и у нас было много вопросов к сотрудникам дорожной полиции.
– Мы уже давно бьем тревогу. Как только непогода – переходим в усиленный режим несения службы, ограничиваем движение.
За последние три года из-за неудовлетворительного содержания дорог погибли 72 человека, 296 получили травмы. Только за два месяца этого года погибли 16 человек и 31 человек получил различные травмы, – говорит начальник управления дорожной полиции Алматинской области Алпысбай РАХИМОВ.
Гибель людей – на их совести?
Причина такой страшной статистики – несвоевременная очистка дорог, их содержание, считают в дорожной полиции.
– Мы недовольны тем, как чистят трассы. В такие дни нужно экстренно приступать к работе, но многие дорожно-эксплуатационные службы работают неудовлетворительно. А ведь в результате их плохой работы гибнут люди! – говорит Алпысбай РАХИМОВ.
Удивляет, что, несмотря на жалобы, которые идут не только от простых граждан, но и от дорожной полиции, компании, которые подрядились выполнять работу на трассах, продолжают делать это спустя рукава. Возникает вопрос: как они выиграли тендер? Неужели не понимают, что от них зависит жизнь людей?!
Так, например, мы дозвонились в ДЭУ-21. Это предприятие должно следить за очисткой части трассы Кокпек – Коктал, но в отношении их работы постоянно идут нарекания. Начальник этого предприятия Бахыт Косманов сказал нам, что, дескать, “мы, конечно, не ангелы – у нас не хватает техники, протяженность участка, который мы обслуживаем, большая. У нас не только эта дорога, но и другие…”.
Но если не дюж, зачем берешься за гуж?