Ждем катастрофы?
Во всем мире аэропорт считается стратегически важным объектом, и за его соответствием нормам безопасности следит целая армия экспертов. Высокое качество взлетно-посадочной полосы, ограждения, препятствующие проникновению посторонних на “взлетку”, и множество других факторов – залог безопасных взлета и посадки. А у нас в аэропортах областных центров по взлетной полосе гуляют коровы! Для самолета, который идет на посадку со скоростью 200–300 км в час, это катастрофа!
Судя по состоянию аэропортов в целом ряде областных центров Казахстана, к столь важным объектам у нас относятся, мягко говоря, наплевательски. В прошлом году Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК в официальном ответе “Каравану” назвал наиболее “проблемными” аэропорты Костаная, Кокшетау, Петропавловска, Талдыкоргана, Семея. Их главные беды – разбитые взлетно-посадочные полосы, устаревшая техника для обслуживания воздушных судов. Только девять из 17 аэропортов страны отвечали необходимым требованиям.
“Взлетать и садиться здесь – реальный риск”
Но и сейчас ситуацию в аэропортах Петропавловска, Семея, Усть-Каменогорска и других городов никак не назовешь благополучной. Так, недавно депутат Мажилиса Аманжан ЖАМАЛОВ инициировал проверку аэропорта Уральска после того, как ему стало известно о нескольких инцидентах, происшедших при взлете и посадке казахстанских самолетов в этом городе (слава Богу, пассажиры не пострадали).
Минувшей осенью, проверив взлетно-посадочную полосу Уральска, комиссия Комитета гражданской авиации РК запретила приземляться здесь тяжелым воздушным судам – полоса 70-х годов постройки не рассчитана на технику западного образца. Кроме того, асфальт “взлетки” давно изрезан глубокими трещинами, местами торчит арматура…
– На мой взгляд, одна из причин, по которой взлетная полоса Уральска пришла в негодность, – злоупотребление грузовыми перевозками начиная с 90-х годов, когда никто не контролировал этот процесс, – говорит летчик с 30-летним стажем Максим СМИРНОВ. – Тогда в областные центры летали грузовые Ил-76, загруженные под завязку китайскими товарами. Руководители аэропортов не думали о будущем. Получение прибыли ставилось во главу угла, и о ремонте взлетно-посадочных полос вообще не шла речь. Сегодня мы пожинаем плоды халатности и разгильдяйства.
По словам нашего эксперта, аэропорт Уральска он знает очень хорошо и ему не раз приходилось здесь садить самолеты:
– На взлете или посадке самолет рискует “засосать” в тракт двигателя отвалившийся кусок асфальта. Могут быть и другие опасные моменты. Садиться и взлетать здесь – реальный риск!
Пожарная опасность
Вопрос современного противопожарного оборудования, которого недостает в казахстанских аэропортах, регулярно обсуждается на протяжении последних лет в парламенте, на заседаниях Комитета гражданской авиации. Но дальше разговоров дело не пошло! И участь аэропорта Петропавловска, в который отказался летать один из крупнейших казахстанских авиаперевозчиков, в скором времени может постичь другие города.
У всех в памяти пожар в терминале Алматинского аэропорта, происшедший в 2001 году, – тогда здание за короткий промежуток времени фактически полностью выгорело от работающей … фритюрницы. А ведь предупреждали руководство аэропорта – примите меры! Можно предположить, что похожий пожар когда-нибудь случится в других аэропортах, где не в порядке электропроводка или нет современных средств пожаротушения. Как правило, многие конструкции внутри зданий сделаны из легковоспламеняющихся материалов, поэтому огонь распространяется быстро. Почему такие объекты не закрывают?
Работаем по принципу: пока гром не грянет?
Как нам сообщили в авиакомпании “Эйр Астана”, по результатам технических аудитов, проведенных департаментом корпоративной безопасности и гарантии качества, были отправлены настоятельные просьбы руководству аэропорта Петропавловска устранить многочисленные недостатки. Однако ситуация не сдвинулась с мертвой точки. В то же время руководство аэропорта ссылается на имеющийся сертификат годности, продленный выездной экспертной комиссией Комитета гражданской авиации. Интересно, по каким критериям выдается данный сертификат? Получается, что мнение иностранных и казахстанских экспертов авиакомпании никого не интересует.
Не выполняется решение суда о закрытии аэропорта Усть-Каменогорска, который служба ЧС и судьи признали не отвечающим мерам пожарной безопасности. Чего ждет местный департамент по исполнению судебных актов – когда здание сгорит из-за замкнувшей проводки?
Возмущает позиция Комитета гражданской авиации – органа, который должен бить во все колокола даже при малейшем нарушении в аэропорту. Выходит, работаем по принципу: пока гром не грянет?