Опаленные майданом - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+1 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Опаленные майданом

Опаленные майданом

Киев потерял статус туристической столицы СНГ

  • 21 Апреля 2014
  • 1478
Фото - Caravan.kz

Свежий ветер со свистом несется по киевскому Крещатику. Киевляне называют его ветром перемен. Возможно, они и правы. Но пока ветер на главной улице украинской столицы выполняет роль санэпидстанции, сдувая гарь и смрад с остатков баррикад из резиновых покрышек, мусорных баков, брусчатки, выдранной с тротуаров Крещатика и чугунных уличных ограждений. В украинской столице – холодная весна.

Каждое утро начинается алой зарей, словно символ возрождения страны, а вечер заканчивается мелким нудным дождиком, похожим на беспросветную жизнь.

Кто только не выступал на майдане в мартовско-апрельские дни! Здесь и великолепные киевские барды Божена и Григорий, от песен которых рыдали слушатели, собравшиеся на главной «точке» украинской столицы. И экс-премьер Украины Юлия Тимошенко, пытающаяся воспоминаниями о своем «сидельстве» при Януковиче вернуть утраченный электорат. И украинские писатели во главе с Владимиром Яворивским, призывающие народ к активной социальной жизни. И ново-старый премьер-министр Украины Арсений Яценюк, на хорошем русском языке рассказывающий собравшимся о проблемах Крыма. А их немало. С полуострова, пребывающего в состоянии победной эйфории, бегут люди. Разгул великодержавного шовинизма выталкивает на материковую Украину как крымских татар (350 семей разместили в киевской Пуще-Водице, еще 150 семей – в городе Ирпене), так и украинцев (450 семей приняли к себе города Белая Церковь и Фастов Киевской области). «Я сама из города Никополя Днепропетровской области, – плачет Марина Алексиенко – в Крыму жила в городе Евпатории. Когда он отошел к России, наши соседи-русские стали называть нас бандеровцами. Ну какие же мы бандеровцы?!..».

В поисках «западного следа»

Наслушавшись от российских СМИ, что «погоду» на майдане делали выходцы с Западной Украины, я решил найти хотя бы одного из них. И с удивлением обнаружил, что в Киеве «западэнцев» нет вообще.

«Правый сектор» Дмитрия Яроша состоит из представителей Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Кировоградской, Черниговской, Полтавской, Сумской областей. Сам Ярош – уроженец города Днепродзержинского Днепропетровской области, бывший рэкетир, за свои 42 года нигде официально не работавший. В начале 2000-х годов он возглавил Криворожское отделение всеукраинской организации «Тризуб», решив стать «профессиональным патриотом». Мутная волна политического прибоя вынесла его на поверхность в январе 2014 года, когда «Тризуб» был срочно преобразован в «Правый сектор». Несмотря на отчаянные попытки придать себе вид «политзаключенных» (считаются 15 суток за хулиганство или 2-3 месяца пребывания в СИЗО за массовые беспорядки) «команда» Яроша не тянет на политическую партию, хотя он и привлек под свои знамена «подуставших» боевиков из УНА – УНСО, которые стремительно теряют популярность на Западной Украине.

Единственное сгоревшее здание на майдане – Республиканский Дом профсоюзов (по аналогии с ленинским выражением, что профсоюзы – школа коммунизма). И еще – вход на стадион «Динамо» имени Лобановского на улице Грушевского – на пути к украинскому парламенту – Верховной Раде. Палатки, стоящие на майдане с надписями «Черновцы», «Снятин», «Самбор» и иже с ними, тоже не соответствуют действительности – в них вместо буковинцев и галичан я обнаружил говорящих на суржике или вообще по-русски личностей, представляющих из себя нечто среднее между безработным и бомжем – это называется «самооборона майдана». Они даже пытались агрессивно доказывать мне, что патриоты, но быстро «увяли», не найдя аргументов на мой вопрос, почему у «патриотов» по палаткам играют русские «Радио–Ретро» и «Маяк»? Идти этим людям некуда, но им исправно приносят еду и небольшие денежные пожертвования, поэтому ежедневно в больших котлах на майдане варят еду и раздают всем желающим. В очереди, среди откровенно деклассированного элемента, я заметил двух хорошо одетых и пахнущих дорогим парфюмом киевлян. Один из них, отвечая другому на вопрос, не раздражает ли его присутствие бомжей, сказал, что таким образом он сэкономит 500 гривен за ужин в хорошем ресторане.

Реальны только герои «Небесной сотни», в которой, к слову, нет никого из «правого сектора». Среди 105 погибших – грузины, русские, евреи, украинцы. Самой старшей, Людмиле Шеремет из города Житомира, было 73 года. Снайпер выстрелил ей в затылок, когда она молилась на майдане, разделяя бойцов «Беркута» и защитников баррикад. В «сотне» есть еще одна женщина, Антонина Дворинец из города Бровары Киевской области, 62 лет. А самый молодой из погибших – киевлянин Дмитрий Максимов, 19 лет, подающий надежды спортсмен.

«Слава Украине» – нету Крыма

Потеря полуострова, на удивление, сплотила все регионы практически расколотой к тому времени Украины. Сегодня «бандеровцами» себя называют  две трети Киева, приветствуя друг друга лозунгами «Слава Украине! – Героям слава!» Пробудился острый интерес к истории. Но удовлетворить его трудно. При Януковиче, в период с декабря 2010 года по  февраль 2014 года в Киеве практически исчезли крупные книжные магазины. На Крещатике их нет вообще: через здание – представительство какого-нибудь банка, а между ними – развлекательные клубы. Возле проданного в частные руки ЦУМа две киевлянки в мехах сосредоточенно жуют сосиски в тесте, которые гордо называются «киевской перепичкой». Книги, диски с музыкой и фильмами можно найти только на крупнейшем в Киеве рынке у станции метро «Петровка». «У меня в покупателях недостатка нет. – говорит Нила Иосифовна Корнилова, директор букинистического магазина при кафе-баре «Купидон», в 5 минутах ходьбы от майдана, на углу улиц Пушкина и Прорезной. – Ищут, в основном, историческую, художественную, краеведческую литературу по Украине. Что не находят, я заказываю в издательствах. Им сейчас очень трудно. «Украинская энциклопедия» последние 15 лет работала только на частные заказы. «Мистэцтво» («Искусство») из-за дорогой аренды, оставило здание на улице Золотоворотской в центре Киева, где пребывало в течение 40 лет, перейдя в две комнатки в детском издательстве «Веселка» («Радуга») на переферийной Лукьяновке. Закрылись издательства «Днiпро» и «Всесвiт».

Язык Пушкина без пушки

Русский язык в Киеве «исповедует» каждый второй житель. И ему ничего за это не бывает. Никаких громил в масках и с бейсбольными битами, якобы гоняющихся за «проклятыми москалями», я не нашел. Зато в телеэфире набирает обороты передача «Едина краiна, Единая страна», в которой жители разных регионов Украины: украинцы, русские, татары, евреи говорят о непреходящей любви к своей стране. Почти половина семей на Украине – интернациональные. С «материковой» Украины никто никуда бежать не собирается: ни на Запад, ни в Россию. «Я сам из города Коростеня на Житомирском Полесье. – На отличном украинском языке говорит Александр Скрипченко, он же «Древлянин», владелец небольшого магазинчика средств сотовой связи в торговом центре «Глобус» под майданом Незалежности – Мы закрывались только на три самых «жарких» дня, с 18 по 20 февраля. Сейчас снова работаем, но прибыль уже не та. Гопников из «Правого сектора» не жалуем – из-за них центр города превратился в свалку. Уже сейчас ясно, что туристический сезон в Киеве в этом году провален. Конечно, кого-то и экстремальность привлекает, но, в целом, киевляне, к которым я отношу и себя – за стабильность. В мае будем голосовать за Петра Порошенко – свои фабрики он построил сам, металлургические заводы и угольные шахты не захватывал, наоборот, Россия отняла у него две конфетных фабрики. Он – экономист и знает как поднять Украину с колен. А митинговать и орать сейчас может каждый дурак. Лучшие полегли на майдане в феврале. И мы не хотим, чтобы их кровью «вскормились» бандиты и олигархи. С Ярошем, Тимошенко и Тигипко нам не по пути».

В общем, все смешалось в Украинском Доме, как в виртуальном, так и в том, что стоит на Европейской площади Киева. Русские в украинской армии оказались верны присяге, украинцы в Крыму частично перешли на сторону России… Киев подсчитывает убытки и готовится к президентским выборам.

Продолжение читайте здесь

Автор: Андрей Черненко, Киев – Алматы.