Они заплатят за все - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Они заплатят за все

Они заплатят за все

Много проблем преследуют сегодня казахстанских предпринимателей. Лицензии, налоги, сбыт продукции, постоянные заботы с целым "роем" проверяющих и контролирующих органов, и многое другое.

  • 15 Июля 2004
  • 1170
Фото - Caravan.kz

Но одной из самых болезненных, жгучих проблем являются взаимоотношения с такими же предпринимателями, участниками рынка, но являющимися монополистами в какой-либо области товаров или услуг. Здесь царит просто вопиющая несправедливость…
О ненормальности взаимоотношений монополистов и предпринимателей говорилось и говорится не один год. Но все протесты бизнесменов уходят, как песок в воду, а вопросы эти остаются без решения и сегодня.
Взаимоотношения монополистов и предпринимателей оформлены договорами, но присмотримся — что в этих договорах?
Договора не предоставление определенных услуг или товара (например, электроэнергии) подписываются на условиях предоплаты. Предоплата составляет 100 процентов потребления за предыдущий период. Если в обычном бизнесе при предоплате клиенту предоставляются скидки, то при договоре с монополистом — все наоборот!
К этой предоплате монополистом вводятся и штрафные санкции, а именно: в случае просрочки уплаты, предприниматель уплачивает штраф в полуторакратном размере ставки рефинансирования Национального банка, начисляемой на неуплаченную сумму за каждый день просрочки. Так действуют, к примеру, алматинские энергетики при поставке электроэнергии и теплоэнергии. В случае потребления мощности сверх лимита оплата составляет уже пятикратную стоимость той же энергии, при недоборе заявленной мощности по электроэнергии клиент оплачивает 50% стоимости невостребованной мощности. Аналогично действует и алматинский Горводоканал: превысил заявленный лимит — плати двойной тариф.
Такой, с позволения сказать, «монополистический» бизнес — мечта любого предпринимателя: при любых переменах рынка ты остаешься в прибыли — ведь конкурентов у тебя нет, что хочу — то и диктую…
И даже неважно — продал ты свой товар или нет — деньги-то уже уплачены! А для того, чтобы предпринимателям жизнь совсем медом не казалась, монополисты придумывают различные бюрократические приемчики, чтобы прочнее держать его на финансовом «крючке» — и доить, доить… Потребителей, к примеру, энергетики обязали ежемесячно представлять копию платежного документа в расчетную группу поставщика. Более того, согласно договору для определения величины отпущенной и потребленной электрической энергии клиент обязан снимать и представлять — сам, лично! — показания расчетных электросчетчиков.
Сотни и тысячи людей носятся по городу, снимают эти показатели и несут их энергетикам. Огромные потери времени, которое можно было потратить с пользой, энергетиков не волнуют. А не принесешь сведения вовремя — получай солидный штраф.
А так называемые «веерные» отключения, которые энергетики всегда делают по собственному почину, не предупреждая клиентов? Ведь потери предпринимателей от них огромны: выходит из строя техника, срываются заказы. Понятно, что бывают аварии, перегрузки и прочее технические неурядицы — но ведь можно отключения планировать и предупреждать о них бизнесменов заранее, чтобы они могли принять свои меры! Нет — этого не делается…
Предприниматели давно пытались внести изменения в договора, однако им сообщили, что готовится единый типовой договор с монополистами для всего Казахстана и им лучше подождать. Но прошло уже два года, а типового договора, устраняющего эти несправедливые требования монополистов, так и нет…
Агентство по регулированию естественных монополий все погружено в совершенствование своей структуры и им, видно, не до предпринимательских проблем.
Особая статья — отношения с Казахтелекомом. Это монополист, который побил все рекорды нарушений законодательства Республики Казахстан и который игнорирует предписания Антимонопольного Агентства.
ГЦТ «Алматытелеком», ссылаясь на «Правила предоставления услуг местными сетями телекоммуникаций», утвержденные приказом ОАО «Казахтелеком» (свой, внутренний документ!), в «дополнительном соглашении на предоплату» к типовому договору буквально навязывает абонентам, которым нежилое помещение не принадлежит как собственность (а взято в аренду), 100% предоплату междугородних переговоров.
Этот авансовый платеж, как гарант платежеспособности предпринимателя, постоянно (ежемесячно) должен находится на депозите у «Алматытелеком».
ГЦТ «Алматытелеком» мотивирует свои действия тем, что предприниматель — арендатор может закрыть свою фирму, скрыться, не оплатив услуги связи.
То есть, по мнению монополиста, всем без исключения арендаторам — веры нет. Может быть, есть и такие нечистоплотные в деловых отношениях бизнесмены. Но подозревать в этом всех телефонисты просто не имеют права. По-сути — это просто оскорбительно, не говоря уже о том, что напрямую нарушаются законы. Причем способов борьбы с неплательщиками у связистов достаточно. Но, видимо, «Алматытелеком», не долго думая, решил совсем облегчить себе жизнь.
Используя свое монопольное положение, «Алматытелеком» навязал 100 % предоплату за услуги связи и тем самым «убил двух зайцев»: избавил себя от хлопот бегать за неплательщиками, а кроме того ежемесячно, через 100 % предоплату, по договору получает беспроцентный кредит от своих клиентов. Учтите огромные объемы платежей — и вы поймете, о каких гигантских суммах здесь идет речь!
На запрос предпринимателей в Антимонопольное Агентство РК: законно ли ГЦТ «Алматытелеком» берет 100 % предоплату с субъектов бизнеса, они получили конкретный ответ: незаконно. Более того, Агентство издало предписание Казахтелекому об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Но пришли месяцы — а воз и ныне там.
Монополисты чувствуют себя сегодня настоящими феодалами в своих владениях и действуют напористо и беззастенчиво. Их «дань» с предпринимательства становится день ото дня тяжелей, особенно для малых и средних компаний и фирм. Поэтому требовать от частного бизнеса бурного роста в таких обстоятельствах — просто преждевременно.