В том, как казахстанский транспорт воспринимают иностранцы, разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Вы на метро возите? Нет, показываем!
На российском портале для автолюбителей drive2.ru среди сообществ на автомобильную тематику встречаются и посты с впечатлениями от путешествий. У наших гостей из России не всегда получается колесить по городам Казахстана на своих железных конях, поэтому и встречаются отзывы и об общественном транспорте.
Ветхими автобусами, особенно на периферии, лихачами в маршрутках и толчеей в час пик россиян не удивить. Такие же проблемы есть и у них на родине. Но пользоваться автобусами, а тем более маршрутками, они категорически не рекомендуют. Дело тут совсем не в отсутствии комфорта, а в элементарном языковом барьере. Названия наших остановок для уха россиянина часто звучат настолько непривычно, что есть риск проехать нужную. Плюс ко всему многие стесняются выглядеть нелепо, неправильно ставя ударение в непривычном слове, поэтому спросить у водителя, идет этот автобус через Тарбагатайскую или через Бейбітшілік, кажется непосильной задачей.
Впрочем, такая проблема возникает у иностранцев практически во всех странах мира, а в Грузии и Армении турист зачастую не может не только выговорить, но и прочитать название остановки.
«Рекомендую Шымкент, но не Алматы или Астану» — иностранцы о путешествиях по Казахстану
Именно поэтому россияне предупреждают своих земляков при посещении Казахстана не обращаться ни в коем случае к бомбилам с обочины. Те, пользуясь неопытностью приезжих, задирают цены не то что втридорога, а раз в десять. Форум пестрит историями о поездке из аэропортов Алматы и Астаны в центр города за 30-50 тысяч тенге.
Отдельного упоминания заслуживают отзывы об алматинском метро.
Пользователь Rudoznatetz удивился, что в Казахстане оно вообще есть, хоть и маленькое.
Остальные же гости южной столицы отмечали, что метро в Алматы красивое, современное, с удобными вагонами, но использовать его, чтобы быстро попасть в нужную точку практически невозможно. Это, скорее, аттракцион, чтобы эффектно прокатиться от одной достопримечательности к другой. Но и московский метрополитен в день открытия состоял всего из шести станций, расположенных не дальше центра советской столицы.
С 1935 года там многое изменилось, и теперь на метро легко попасть в любой уголок Москвы.
Я из Германии прибыть. Водить автобус научить
В 2019 году, во время визита в Актобе, гость из Германии Томас Хельм поделился мнением, как можно улучшить ситуацию с общественным транспортом не только в провинциальном городке, но и по всему Казахстану в целом. Встреча была посвящена не только этой проблеме, но и прочим вопросам инфраструктуры, например вывозу мусора и снижению вреда для экологии от промышленных объектов в черте города.
Все идеи были не взяты с потолка, во многих европейских странах их воплотили в жизнь еще полвека назад, и результат виден до сих пор, но в казахстанских реалиях они звучали утопично.
Например, Хельма с его типично немецкой пунктуальностью очень смущало, что даже если все в порядке, казахстанские автобусы не прибывают на остановки минута в минуту, а если на дорогах пробки или плохая погода, то на ожидание нужного маршрута нужно потратить не менее получаса драгоценного времени.
Эту проблему он предложил решить так: на крупных транспортных развязках, где проходит больше всего общественного транспорта, нужно установить специальные хабы. Диспетчеры должны следить за точным соблюдением расписания. То есть к водителю, который опоздал к контрольной точке хоть на пять минут, следует применять штрафные санкции. Бригады ремонтников обязаны осматривать автобус на предмет технической неисправности каждый час, и, если есть сомнения, что какая-нибудь свеча зажигания может подвести, то на маршрут должен выйти транспорт из резерва. Почти как самолеты у уважающих себя авиакомпаний.
Чтобы автобусы не застревали в пробках, для них надо построить отдельную полосу на дороге, куда даже скорая и полиция не имеют права заезжать без крайней необходимости.
Естественно, без субсидий от государства этот проект невозможен. Но щепетильные немцы подсчитали, что от нескольких десятков опоздавших на работу пассажиров ущерб государству больше, чем затраты на строительство полосы, содержание хаба и закупку резервного транспорта.
Педантичным немцам не понять, что при нашем менталитете принятые меры не поднимут ВВП страны, а разве что увеличат потребление чая на рабочем месте.
Сдается мне, что ты, мил пассажир, чужачок
Эксперт из Нидерландов Гвидо Бруггеман был крайне недоволен нашими остановками. Ведь на ожидание автобуса и так уходит драгоценное время, которое лучше скоротать за чашечкой эспрессо, а у нас людям приходится торчать под крышей сомнительного архитектурного сооружения, которое не спасает ни от дождя, ни от жары, ни от ветра, ни от холода. И даже такой жизненно необходимой вещи, как Wi-Fi, там нет. А вдруг кому-то из ожидающих автобус понадобится срочно настрочить об этом пост на Фейсбук — и надо тратить на это свой кровный трафик?
А ведь есть еще остановки, где и козырька этого нет. В лучшем случае табличка, прикрученная к столбу освещения, где только очень зоркий человек может разглядеть хотя бы номер маршрута. А в худшем нет и таблички, и знание о том, что в этом месте останавливается автобус, народная молва передает из поколения в поколение.
Зато гость из Канады восхищается тем, что до остановки бежать не обязательно. Во многих городах Казахстана нужный маршрут можно остановить как такси, просто взмахом руки. И никакой доплаты за эту крайне удобную опцию водитель не требует.
Кстати, об оплате проезда. Вот тут начинается настоящий квест, который приводит в ступор не только иностранцев, но и жителей других регионов страны. В каждом казахстанском городе существует своя система оплаты. Вернее, их несколько. Часто при оплате наличными проезд выходит дороже, чем транспортной картой. Более того, есть транспортные карты, которые работают лишь в одном городе, а есть и такие, которые принимаются и в областных центрах, или даже других регионах. Стоимость проезда может различаться и из-за банка, чьей картой рассчитывается пассажир, а в некоторых случаях можно обратиться к мальчику в салоне, у которого есть несколько транспортных карт, и он произведет за тебя оплату чуть дороже, чем по транспортной карте, но и дешевле, чем пришлось бы платить наличкой, а в особых случаях может принять и мобильный перевод.
В маленьких городках, где до сих пор живы маршрутки, некоторые водители принимают только наличные.
Так что, чтобы иногороднему гостю уверенно зайти в любой автобус, нужна стопка транспортных карт, несколько банковских, приложение с QR-кодом на телефоне, да еще и горсть мелочи в кармане. Тогда, может быть, и удастся сойти за своего, да и то не факт.
В некоторых городах страны оплачивать проезд принято сразу, как человек зайдет в салон, а в некоторых — только при выходе. Кое-где приходится самому пробиваться к кондуктору, а где-то следует спокойно сидеть и ждать, когда тот сам подойдет и попросит денежку.
Так что самый эффективный способ вычислить чужака в городе — последить как тот ведет себя в казахстанском автобусе. Тут наверняка бы и Штирлиц прокололся.
Наши поезда — самые поездатые
Учитель музыки из британского Манчестера Джо Скотт нашел особую прелесть в казахстанских поездах. Он признает, что вагоны тут гораздо хуже, чем в туманном Альбионе, зато в купе царит особая атмосфера. Во-первых расстояния тут помогают насладиться поездкой по полной, во-вторых, попутчики не сидят молча, уткнувшись в газеты, а знакомятся, угощают друг друга домашней снедью и готовы откровенничать со случайным человеком, как с близким другом.
Нужно быть истинным джентльменом и обладать британским хладнокровием, чтобы получить удовольствие от поездок в наших поездах.
На портале «ЗаграNица» туристы из других стран Европы, наоборот, удивляются, что наши проводники неприветливы, не улыбаются пассажирам, небрежно одеты, ведут себя довольно панибратски и на просьбы, скажем, к примеру, принести чай за твои же деньги, реагируют так, будто они в поезде не обслуживающий персонал, а хозяева.
Хотя, многие отмечают, что вагоны у нас тут, хоть и ветхие, но довольно чистые, перебоев с кипятком нет, а проводники могут выполнить просьбу, которая не входит в их должностные инструкции. Например, дать позвонить с собственного телефона или посоветовать хороший магазинчик на станции.
Скорее всего, тут сработала разница культур. Европейцы так привыкли к обслуге с дежурной, но неискренней голливудской улыбкой, что проявление настоящих эмоций проводников им кажется неестественным и от этого пугающим.
В целом особых жалоб на наши поезда нет. Может быть, потому что западные туристы не осмеливаются взять в середине июля верхнюю боковушку у туалета в плацкартном вагоне «Алматы — Актау». Или же те, кто осмелился, после таких острых впечатлений уже не в состоянии стучать по клавиатуре дрожащими руками.
Зато автобусы, курсирующие между городами, особенно на юге страны, самые неприхотливые европейские путешественники вспоминают как страшный сон. Они жалуются, что микроволновок в салоне автобуса нет и поесть горячей пищи удается только на заправках. Водитель не продает прохладительные напитки из холодильника и приходится давиться теплой кока-колой, купленной заранее. Но хуже всего изнеженные европейцы воспринимают отсутствие в салоне биотуалетов. Так что если в дороге им приспичит по нужде, то приходилось до часу сидеть, ерзая и сжимая ногои крестиком, а потом еще стоять в очереди в единственный туалет на заправке. И это в лучшем случае. На некоторых маршрутах приходилось справлять нужду вообще посреди степи, потому что даже кустов не было.
Так же, по словам путников, температура в салоне без кондиционера могла достигать плюс 50 по Цельсию.
Ну, это они явно преувеличивают. У нас не тропики какие-нибудь. Градусов до 40-45 прогреться еще могло, но 50 — это явный перебор. Да и фразу: «Братан, терезе открой, плиз!» можно было бы и выучить перед поездкой.
Когда на форумах обсуждения казахстанских автобусов международного следования встречаются странные отзывы, дескать, наши водители водят крайне аккуратно, рейсы точно следуют расписанию, а в салоне всегда прохладно, чистый воздух и тихие попутчики, то почему-то кажется, будто пользователи ошиблись веткой и описывают свое путешествие по швейцарским Альпам. Но стоит взглянуть на профили авторов подобных отзывов, то все становится ясно. Их оставляют гости из Индии, Египта, арабских и африканских стран. Там, если автобус прибыл хотя бы в день, заявленный в билете, то он уже точно следует расписанию. Для уроженцов знойной Африки и наша духота кажется приятной прохладой, а наглый подросток, слушающий рэп по блютуз-колонке, все равно ведет себя тише, чем целый салон арабов с такими же гаджетами, да ещё пытающихся перекричать музыку.
Умом автобус не понять
Если же в целом проследить, какие особенности нашего общественного транспорта первыми бросаются в глаза иностранцам, то можно заметить любопытную закономерность. Почти все гости из каждой конкретной страны обращают внимание преимущественно на одно и то же.
Так, голландцы, итальянцы, и французы недовольны нашими схемами маршрута. У нас это просто лаконичный чертеж, да еще повешенный в крайне неудобном месте салона. Там же карта маршрута висит на самом видном месте и не одна, то есть изучать их можно просто от скуки. К тому же в крупных городах Европы схема дополнена картинками достопримечательностей, чтобы турист точно знал, где ему выйти, чтобы полюбоваться Триумфальной аркой.
Немцы, австрийцы, британцы и скандинавы недовольны тем, что наши водители могут быть одеты во что угодно, от байкерской косухи до дырявых треников со шлепанцами. По их мнению, водитель должен быть непременно в белой рубашке с галстуком, облачен в строгую униформу, а давить на педали автобуса допускается только ногами в начищенных ботинках.
Американцев вкусы водителей в одежде не смущают, чай страна победившей демократии, но вот уступание места пожилым людям их шокирует. В стране свободы тинейджер предложивший свое место старенькой миссис с ходунками, наверняка бы нарвался на судебный иск за дискриминацию по половому и возрастному признаку. Дескать, это оскорбительно — подчеркивать подобным поступком пол и возраст человека, да еще и считать его слабее себя.
Так что Запад еще может поучить нас строить хабы для автобусов и рисовать схемы маршрутов, но по уважению к старшим им лучше позаимствовать казахстанский опыт.