Система “ОҢАЙ” позволит получить точные данные для правильного и эффективного распределения пассажиропотока, оптимизации и разработки удобной для населения маршрутной сети, формирования графика и расписания движения общественного транспорта и, что немаловажно, обновления подвижного состава, – говорят в транспортном холдинге города. А также вывести собираемые средства за оплату перевозок в общественном транспорте из теневого оборота. Тем самым оплата будет поступать в нужное русло, а не оседать у недобросовестных водителей и кондукторов.
На 19 января реализовано и выдано 734 572 транспортные карты “ОҢАЙ”. Однако платят по ним лишь 40 процентов их владельцев. “Если все пассажиры будут добросовестно регистрировать поездку и платить за проезд легальным способом, то процесс реформирования транспортной отрасли значительно ускорится”, – подчеркнули в холдинге.
Зарплата водителей – большая тайна
Между тем водители некоторых частных автопарков, а в городе их 18, заявили: с введением системы “ОҢАЙ” они остались без зарплаты, и говорят о возможных забастовках.
Но глава Ассоциации частных автоперевозчиков Алматы Роберт КАН считает, что водители льют крокодиловы слезы:
– Они привыкли каждый день иметь деньги, работать на свой карман. Деньги делили с кондукторами и регулировщиками – лицами с тетрадками на автобусных остановках. Некоторые диктовали условия хозяевам автопарков – снижайте план или я не выйду на маршрут. Если ребенку дать игрушку, он привыкнет к ней, а потом ее отнять – тоже начнется истерика.
– Так это правда, что водители сидят без зарплаты?
– Это называется крокодиловы слезы. Когда 11 января объявили, что хождение наличности запрещено, всего 40 процентов людей пользовались карточками. Остальные платили водителям наличными. Представьте, какая сумма осталась у них на руках? Руководители автопарков лишь предполагают, сколько зарабатывали водители. Они не довозили до 50 процентов выручки, а это десятки миллионов тенге.
С 11 по 19 января этого года картами “ОҢАЙ” осуществлено 3 миллиона 963 тысячи 785 транзакций на сумму 251 миллион 960 тысяч 100 тенге.
– Теперь вся работа будет вестись “по-белому”, – продолжает Роберт Кан. – У нас есть уговор среди частных предприятий сделать водителям зарплату 150 тысяч за 15 рабочих дней. Нюансы отрабатываются. Система новая, только внедряется, и делать преждевременные выводы, дескать, она – плохая, не стоит! Кстати, руководители частных перевозчиков выступали одними из инициаторов электронного билетирования. А вот водители были против. Сейчас мы пытаемся наладить контрольно-ревизионное управление. И людей, оставшихся без работы, при добросовестной работе могут устроить в транспортный холдинг.
Алматы