Она не собиралась уходить - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Она не собиралась уходить

Она не собиралась уходить

Осенью этого года в прокат выходит последняя картина Веры ГЛАГОЛЕВОЙ “Глиняная яма” о судьбе гастарбайтера из Казахстана. Но это не копродукция, к которой сегодня так стремятся в нашей стране. Эта лента только российская. Знаменитая актриса и режиссер могла достать любую звезду, но до казахстанских киночиновников достучаться не смогла. Или не успела. Ее не стало 16 августа прошлого года.

  • 30 Августа 2018
  • 479
Фото - Caravan.kz

Памяти бабушки – узницы АЛЖИРа

За эту работу Вера Глаголева взялась, будучи уже очень больной. Однако в съемочной группе никто и не подозревал, насколько всё серьезно. Да и судя по планам, умирать эта сильная и энергичная женщина, самостоятельно освоившая две сложнейшие профессии – актрисы и режиссера, не собиралась.

Часть съемок прошла (уже без нее) в Казахстане.

– У Веры была и своя история, связанная с вашей страной, – говорит близкая подруга и продюсер “Глиняной ямы” Наталья ИВАНОВА. – Ее бабушка была узницей АЛЖИРа.

За несколько лет до смерти Вера узнала, что в Карлаге есть стена, где записаны имена всех заключенных женщин, в том числе и ее бабушки. Это была одна из главных причин – почему она хотела снять этот фильм. Это дань памяти всем узникам АЛЖИРа.

Вера успела снять всю российскую часть фильма. Казахстанскую доснимал осенью прошлого года оператор фильма Александр НОСОВСКИЙ, работавший с ней на картине “Заказ”, и режиссер монтажа Александр АМИРОВ. Она успела детально обговорить с ними все самые важные и принципиальные для нее моменты. Спасибо за профессионализм казахстанским актерам (респект за их подбор кастинг-директору с “Казахфильма”): они абсолютно точно отыграли все заданные сцены.

Но особая благодарность исполнителю главной роли – Санжару МАДИ. В Казахстане ему надо было отыграть крайне сложную, драматическую сцену – видения и сны своего героя. Он ее сделал в нечеловеческих условиях.

Погода стояла в те октябрьские дни ужасная – с утра до вечера лил дождь.

– Санжар Мади отзывается о Вере, как об очень требовательном режиссере.

– Было такое. Режиссеру надо управлять большим количеством людей, у каждого из них характер, капризы, плохое настроение и прочее. Тут хочешь не хочешь – станешь жестким и волевым. А иначе кино не снимешь.

По-особому Вера вела себя только с актерами, которых не то чтобы жалела, но оберегала. Не любила кинопроб. Актерский ансамбль будущего фильма собирала в голове.

Подолгу выбирала фотографии, смотрела фильмы с участием претендентов на роли, думала, жила с этим. И только тогда, когда почти на сто процентов была уверена в своем выборе, приглашала актеров на пробы. И, надо сказать, Вера редко ошибалась в своем выборе.

Санжар Мади: Для меня было огромной честью получить от нее приглашение на пробы в фильме “Глиняная яма”. Но даже тогда я не думал, что у нас с ней что-то получится.

Я испытал почти шок, когда Вера, не дожидаясь конца кастинга, сказала: “Всё, больше никого искать не надо. Санжар подходит стопроцентно”.

Я не привык, чтобы режиссеры говорили о своем выборе вот так – сразу. Работать с ней было нелегко. Режиссером Вера была столь требовательным, что актеры порой рыдали от оказываемого ею давления. Но, слава богу, мне она не сказала ни одного резкого слова. Наоборот – подбадривала, давая возможность попробовать сцену еще раз.

Естественно, никто в съемочной группе не ожидал, что она уйдет от нас так внезапно.

Нет, мы, конечно, были в курсе, что она болеет. Но, когда ее прямо с площадки увозили под капельницу и съемки отменялись на очень долгий период, даже не подозревали, что все очень серьезно. Казахстанский актер Санжар Мади раскрыл тайну съемок в сериале «Золотая Орда»

Вера ни разу – ни словом, ни намеком – не обмолвилась о своем страшном диагнозе.

Уговорить звезду

– Женщины – народ эмоциональный, но вы с Верой сделали почти четыре картины. Как вам это удавалось?

– Женщинами правят эмоции. Это правда. Но мне с ней было легко работать. Когда мы сделали одну из самых любимых наших картин – “Одна война”, то поняли, что можем вместе двигаться вперед. Для нас был важен результат, поэтому мы всегда смотрели в одну сторону. Вот такое редкое получилось совпадение. И вот – все закончилось… Горько это даже произносить…

– А с чего начиналась ваша работа-дружба?

– С семьей Глаголевых я знакома со студенческих лет – с тех пор, как приехала в Москву. Вначале это была дружба с ее братом Борисом, мы учились в одном вузе, но на разных курсах, а потом жили в одном доме. К великому огорчению, мы его похоронили в январе прошлого года в Германии, он тоже ушел в расцвете сил от той же страшной болезни, что и Вера. Конечно, от Бориса я знала о ней, ее творчестве и личной жизни, но близко мы не общались.

В 2004 году Борис сказал, что его сестра ищет продюсера на игровую картину, и предложил встретиться с ней.

У меня три года как была своя кинокомпания, я активно занималась продюсированием документальных лент, но о большом кино и не помышляла. Но вот встретилась с Верой, и она, в общем, уговорила меня пуститься с ней в плавание под названием “игровое кино”. С этого и началась наша работа-дружба.

Мы с ней сделали фильм “Заказ” с Александром Балуевым в главной роли. Кстати сказать, он стал для Веры своего рода талисманом, она всегда старалась найти этому замечательному актеру роль в любой своей новой работе.

В 2009 году сняли еще одну картину – “Одна война”, очень принципиальную и важную для нас работу. Эта лента принесла нам много наград на самых престижных фестивалях, а главное, она заявила о Вере Глаголевой как о состоявшемся режиссере со своим стилем и характером. В 2013 году приступили к съемкам классической мелодрамы по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева “Месяц в деревне” со звездой мирового уровня, блестящим английским актером Рэйфом Файнсем. Это было замечательное, я бы даже сказала, счастливое время. Мечта Веры, чтобы роль Ракитина сыграл именно он, – состоялась! Это сейчас, спустя время понимаешь, что нам очень повезло. Звезды так сошлись, что нам был сделан такой подарок.

Но когда из уст Веры впервые прозвучало это имя – Рэйф Файнс, я только и могла сказать: “Ну ты и загнула!”. Но в блокнотике все же записала: Ракитин – Рэйф Файнс!

А через месяц в Иваново на фестиваль “Зеркало” актер прибыл собственной персоной в качестве председателя жюри! Мы с Верой бросились туда.

При первой же встрече Рэйф сказал, что знает эту пьесу.

Сыграть Ракитина ему предлагали и в Англии, но он не смог по разным причинам (думаю, скорее всего – по занятости). И тут мы со своим сценарием. Он прочитал, сказал, что его все устраивает, и он хотел бы сняться у русского режиссера с русскими актерами.

Последнюю точку в том, что он дал согласие сниматься в нашей картине, поставил фильм “Одна война”.

Посмотрев его, он сказал: “Всё, я готов”. Только из-за своей занятости попросил сдвинуть съемки на год. Мы готовы были ждать его и не один год. В итоге мало того, что Рэйф Файнс замечательно сыграл в “Двух женщинах”, он стал нашим другом.

Табу на болезнь

– У Веры ведь не было ни актерского, ни режиссерского образования. Как она овладела этими двумя сложнейшими профессиями?

– У нее был реактивный ум, я всегда поражалась, как быстро она все схватывала. Мне, например, надо осмыслить ту или иную ситуацию, даже записать свои соображения на бумаге, а она в это время уже все для себя решила и улетела дальше.

Вере были близки люди, которые понимали ее сразу, с ходу, тугодумы нервировали.

Эта способность видеть главное пригодилась ей по жизни. Она ведь снималась с такими легендами, как Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов, Николай Рыбников, Алла Демидова, Вера Васильева, Александр Абдулов… И ее саму тоже снимали великие режиссеры – Анатолий Эфрос, Игорь Таланкин, Семен Аранович, Виталий Мельников, Алла Сурикова. Это и были ее актерские и режиссерские университеты – а она там талантливая ученица.

– Почему Вера не оставила работу над фильмом “Глиняная яма”? Ведь она знала, насколько серьезна ее болезнь.

– Она, конечно же, лучше всех знала о своей болезни, но, даже находясь среди близких друзей, запрещала говорить на эту тему. Это было табу. Не в ее характере было сдавать позиции. Она хотела снять эту драму и сняла ее так, как задумала. Чего это ей стоило – можно только догадываться. Круги ада на земле. В Казахстане сняли фильм об АЛЖИРе

А в Казахстан она рвалась! Красоту ваших краев хотела передать на экран через сны главного героя – персонажа Санжара Мади.

– Эту картину можно считать сов­местной российско-казахстанской?

– Она только российская. Мы с Верой потратили около года на то, чтобы Казахстан вошел в наш проект с небольшим финансированием. К сожалению, полноценной совместной работы не получилось.

– Почему же не сложился союз?

– Ничего не могу сказать. Я знаю, что многие в Казахстане этого хотели, но ничего не получилось. Мы ведь снимали не просто ради “дайте денег”. Это фильм режиссера с именем, у нас были натурные съемки в Казахстане, снимались блестящие казахстанские актеры. Более того, это фильм известного режиссера. Мне кажется, имелось очень много составляющих для совместной работы и дальнейшего продвижения картины. Но – увы, увы! Не сложилось. Мы даже и не поняли, почему при таких активных поисках не смогли найти поддержку в Казахстане.

Алматы