Омурзак Тусумов, председатель Комитета дорожной полиции: "Талоны не отменят, назад дороги нет!" - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+22 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Омурзак Тусумов, председатель Комитета дорожной полиции: "Талоны не отменят, назад дороги нет!"

Омурзак Тусумов, председатель Комитета дорожной полиции: "Талоны не отменят, назад дороги нет!"

До введения в действие талонов к водительским удостоверениям осталось чуть больше месяца. Однако большинство казахстанских водителей даже не видели эту пластиковую карточку, а тем более не держали ее в руках.

  • 26 Ноября 2008
  • 1894
Фото - Caravan.kz

В Алматы и Астане водители, уставшие дожидаться «бесплатного» талона, кинулись раскупать заветные карточки, но в некоторых областях их даже купить негде. О том где можно получить талон, почему он все-таки будет внедрен, и что будет с теми, кто не успеет получить ТВУ до 1 января 2009 года, в интервью нам рассказал председатель Комитета дорожной полиции Омурзак Тусумов.
— Омурзак Тулеуович, так кто лоббировал поправки в Кодекс об административных правонарушениях, благодаря которым появился на свет талон к водительскому удостоверению?
— В проекте поправок и дополнений, которые в 2003 году готовило МВД, про талоны не было ни слова. Это инициатива группы депутатов! Поправки в статьи 45 и 700 Кодекса об административном правонарушении, где упоминается талон к водительскому удостоверению, были внесены на обсуждение в парламент в 2003 году, когда я еще не занимал пост председателя Комитета дорожной полиции.
— Есть ли у Комитета дорожной полиции единая база нарушителей по всему Казахстану?
— Нет, такой базы у нас нет. Подобная база есть в 16 регионах, но централизованной базы у нас нет, но мы ее создаем. К 1 января мы запускаем базу по 6 регионам, в нее войдут Алматы, Астана, Карагандинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области. На следующий год подключатся еще 6 регионов, и к 2010 году у нас будет создана централизованная база. Задержки произошли из-за того, что нам не давали денег. Этот год мы осваиваем выделенные средства, а на следующий нам хотели урезать финансирование, но мы доказали, что это необходимо. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях есть норма, согласно которой должен применяться принцип повторности нарушения. За первое нарушение штраф — один, за второе подобное нарушение правил ПДД штраф серьезнее, за третье нарушение еще более серьезное, а за четвертое — могут изыматься права. А для этого нам необходима централизованная база, которую мы создаем.
— Инспектор сможет открыть базу, посмотреть сколько раз и когда водитель нарушал ПДД, и не надо будет заносить эту информацию на талоны и возить ее с собой. Если будет создана база, то зачем тогда талоны?
— Но в талоне как раз эта информация и будет! Считывать информацию инспекторы будут с талона, а не с сервера. Основные функции талона — мониторинг сведений о нарушении водителем правил дорожного движения.
— Тогда почему Комитет дорожной полиции, государственный орган, создает нужную только ему базу данных нарушителей ПДД за счет граждан?
— Почему за счет граждан?
— Но мы же покупаем талоны, мы платим за них деньги, значит база создается за наш счет!
— Ну не покупайте, не платите. Кто вас заставляет? Берите бесплатно в УДП. Я говорил и буду говорить, не покупайте талоны! Есть норма, согласно которой талоны должны выдаваться бесплатно, и они будут выдаваться.
— Но в УДП никаких бесплатных талонов нет.
— Будут. Завтра начнем в Алматы выдавать. Это у АО «Kazakstan Processing Centre» их не было, таможня только шлагбаум открыла. Но они обещали, что в ближайшие дни талоны будут, и все кто сдавал заявления в УДП могут получить талоны бесплатно там, где сдавали.
— АО «Kazakstan Processing Centre» уже объявляло, что бесплатных талонов не будет. Кроме того, сейчас на продаже талонов наваривается огромное количество всевозможных частных компаний, начиная от «Евросети» и страховых компаний до вообще никому не известных фирмочек.
— Вот на выдачу паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений, государственных номеров из бюджета выделяются средства, а на талоны не было выделено ни одного тиына. Да, есть факты, что они продают талоны. Но мы пресекали и будем их пресекать. Мы и в финансовую полицию обращались, но нам сказали, что это их собственность, и что они могут через третьих и четвертых лиц реализовывать их по любой цене.
Водительское удостоверение, кстати, все получают платно, и никто не возмущен этим фактом. Оплаченные за удостоверения средства поступают в бюджет, и уже из бюджета производителю водительских удостоверений ТОО «Латон» оплачиваются его расходы.
— Почему и с введением талонов к водительским удостоверениям нельзя было воспользоваться такой же схемой? Тогда люди хотя бы знали, что это действительно документ, который выдает УДП, а сейчас получается это кусок пластика, которым торгуют все кому не лень?
— Мы предлагали эту схему, но нам же из бюджета ни копейки не выдали, отказали. Сказали да, хорошая идея, нужная, законы надо исполнять, но внедряйте этот проект за счет внебюджетных средств. Вот с этого все и началось, многие стали считать чужие деньги, мол, как это — бесплатно, как КПЦ возвратит эти деньги? Но если частная компания, частное лицо вкладывает свои средства, то нам, МВД, какая разница, как он их будет возвращать. Мы должны выполнять закон.
— Хорошо, введение талонов это была инициатива депутатов. Но когда МВД поняло, что на это нововведение не будет выделено ни тиына, почему министерство не выступило с инициативой пересмотреть вопрос введения талонов?
— Раз закон был принят, он прошел обе палаты Парламента, его подписал глава государства, то о какой обратной дороге может идти речь? Мы и в 2004, и в 2005, и в 2006 году ставили вопрос о выделении средств на их внедрение, но нам отказали.
— Мы все время говорим о том, что внедряем очень нужную и очень удобную пластиковую карточку со всевозможными функциями, но каждый раз забываем сказать, что каждая функция по отдельности должна оплачиваться из кармана водителя.
— Почему, все же добровольно.
— Где добровольно? Например, если я не хочу иметь талон, выпущенный АО «Kazakstan Processing Centre»?
— Тогда не будешь водить автомобиль! Ходи пешком и пользуйся общественным транспортом.
— Это ультиматум, Вы не оставляете людям выбора. Единая база данных нарушителей ПДД создается за счет граждан.
— Мы создаем условия, чтобы на дорогах гибло меньше людей. Единая база у нас есть. Талон нужен, чтобы работал принцип неотвратимости наказания, чтобы порядок на дорогах был. Те деньги, которые Вы платите за талоны, это мизер по сравнению с тем, сколько государство теряет на здоровье и жизни граждан. Это не соизмеримые деньги.
— Много говорилось о том, что талоны помогут навести порядок. Но что мешает водителю, нарушившему правила, и инспектору, который его остановил, «договориться» без занесения нарушения в талон? Где гарантия, что этого не будет?
— Пока существует человеческий фактор — это будет. Если два человека хотят, то всегда можно договориться. Но МВД принимает меры. Мы сейчас в такие рамки загнали наших инспекторов, что они сбегают от нас. Все под контролем, все под видеонаблюдением. Кроме того, есть специальные службы: собственной безопасности, финансовая полиция, Комитет национальной безопасности.
— А как быть с теми личными данными, которые мы указываем в заявлениях, и которые поступают в АО «Kazakstan Processing Centre». Где гарантия, что они нигде не выплывут и почему граждане должны доверять частной компании?
— Эти данные читать и использовать будет только дорожная полиции. С таким же успехом можно сказать, что данные по водительским удостоверениям и по транспортным средствам есть у ТОО «Лотон». Нет! «Лотон» сделал водительское удостоверение, к нам в базу эти данные ушли, и все, у «Лотона» никаких данных не остается. То же самое с талонами. Эти вопросы уже рассматривала прокуратура и финансовая полиция.
— Успеете ли обеспечить талонами до 1 января 2009 года всех водителей Казахстана?
— На сегодняшний день выдано 650 тысяч талонов. АО «Kazakstan Processing Centre» обещает выдать еще 1 миллион 300 тысяч талонов до января. Поскольку они только сейчас получили 1,5 миллиона талонов. Получается, что к назначенному сроку 1 миллион 800 тысяч водителей будут обеспечены талонами. По нашему банку данных сейчас зарегистрировано 3 миллиона 35 тысяч водительских удостоверений. Но это данные за 10 лет. За это время есть люди, которые уехали на постоянное местожительство в другие страны, есть те, кто умер, есть те, кто не управляет автомобилем по состоянию здоровья и возраста. Таких водителей около 300 тысяч, то есть 2 миллиона 700 тысяч водителей должны иметь талон. Но нам обещают, что все они получат ТВУ.
— Что будет с тем миллионом водителей, которые не получат талон до 1 января с 1 января 2009 года?
— Думаю, что первое время, то есть месяц-два, мы будем проводить разъяснительную работу и пока не будем штрафовать водителей и отстранять от управления транспортным средством.
— А может опять перенести срок введения талонов?
— Никаких переносов не будет. Это уже не актуально.
— Может тогда совсем отказаться от идеи введения талонов?
— От этого проекта мы не откажемся! От фирмы, которая их изготавливает, мы могли и можем отказаться, но от проекта — нет. Полмиллиона водителей уже получили талон, кто бесплатно, а кто-то ведь заплатил средства. И если мы отменим талоны, то какова будет их реакция? Мое личное мнение, что назад нам дороги нет.
Фото сайта www.roadpolice.kz