Омурбек АБДЫРАХМАНОВ: Ругаемся, деремся, как в нормальном парламенте… - Караван
  • $ 478.16
  • 534.92
+15 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Омурбек АБДЫРАХМАНОВ: Ругаемся, деремся, как в нормальном парламенте…

Омурбек АБДЫРАХМАНОВ: Ругаемся, деремся, как в нормальном парламенте…

Депутат Жогорку Кенеша Киргизии (по-нашему – Мажилис) Омурбек АБДЫРАХМАНОВ – неординарная личность. Его скандальные выступления в киргизской прессе всегда вызывали бурю эмоций. За свои взгляды во время известных политических событий в Киргизии депутат чуть не отправился за решетку… Сегодня он член комитета Жогорку Кенеша по бюджету и финансам.

  • 8 Июня 2012
  • 3514
Фото - Caravan.kz

О том, как киргизские парламентарии строят демократию, с кого берут пример, какие страсти кипят на заседаниях и почему они дружат с прессой, депутат Омурбек Абдырахманов рассказал в эксклюзивном интервью корреспондентам “Каравана”.

Д епутат очень обрадовался встрече с журналистами из Казахстана. Мы подумали было, что он решил пропиариться, ан нет: попасть на прием к киргизским чиновникам в Белый дом, как выяснилось, может любой обычный гражданин, не говоря о журналисте. И не нужно предварительно пачками отправлять запросы, что часто требуют казахстанские чиновники.

– Политик, не любящий прессу, обречен, – с улыбкой сказал депутат. – Бывает, пресса раздражает чиновников, но они должны терпеть. Недавно в газете написали, дескать, меня супруга выгнала из дома, и я живу по знакомым, бомжую, словом. Посмеялся, но ничего не стал предпринимать. В Киргизии теперь пресса пишет, что хочет. Мы не должны ей рот закрывать, судиться. Вот только что позвонили и сообщили – на днях будет пикет журналистов, которых ограничивают в свободе слова. Я поддержал… их.

“Киргизию можно сравнить с второклассником”

– Мы строим демократическое общество, вы, наверное, об этом слышали, – сказал наш собеседник и предложил чай. – Без общества мы не можем двигаться дальше. У Киргизии нет спасательного круга в виде сырьевого богатства, как у Казахстана и России.

– На ваш взгляд, каких результатов достигла Киргизия?

– У нас новая Конституция, которая не предусматривает монопольную власть одного человека. Теперь никто не может в одиночку решать – что будет именно так. Каждый занимается своим делом. Демократии мы пока учимся, я бы сравнил Киргизию с второклассником, который немного научился читать и писать. Но дальше будет лучше.

Обычно в обществе говорят о пяти признаках демократии. Это политическая конкуренция, она у нас есть. Честные выборы – к этому мы стремимся. Независимый парламент – в Киргизии он не зависит от президента, прокуратуры. Мы обсуждаем злободневные вопросы, ругаемся, разоблачаем друг друга и даже, бывает, деремся. Словом, все, как в любом нормальном парламенте мира.

Еще один признак демократии – независимая судебная система. Ее мы пытаемся создать. Свободная пресса у нас есть. Гражданское активное население – последний признак демократического общества. Могу вас заверить: в этом отношении мы преуспели, у нас одни только НПО какие активные! Каждый день в городах проходят какие-нибудь митинги. Раньше, бывало, за такое в тюрьму сажали, разгоняли, а сейчас никто никого не трогает.

Когда денег мало, делить их трудно

– Чувствуется, на заседаниях Жогорку Кенеша страсти кипят нешуточные. О чем, собственно говоря, спорят депутаты?

– Один из спорных моментов – решение политических вопросов. У нас есть прозападно настроенные депутаты, к которым я себя отношу. Мы рассматривали конституционный закон, часть депутатов сказала – надо президенту поручить рассмотреть закон, но мы сказали – нет.

Когда президент хотел назначить ректоров вузов, в парламенте разгорелся спор. Мы тоже выступили, чтобы вузы оставили в покое, пусть они сами решают, кто будет ректором. Вот недавно депутаты Жогорку Кенеша выступили с предложением, чтобы граждане 44 стран мира, в которых доход на душу населения составляет более 10 тысяч долларов в год, приезжали в нашу страну без визы.

Как-то один депутат заявил, мол, надо четыре казахстанских пансионата, что на Иссык-Куле, обратно забрать. Мое мнение – надо еще землю отдать казахам, да кому угодно, лишь бы строили, создавали нам рабочие места. Какая разница, кто строит?

– А вопросы малообеспеченных слоев населения – пенсионеров, многодетных семей – как-то решает парламент?

– Когда денег мало, делить их трудно. В Киргизии очень скромный бюджет – два миллиарда долларов в год. И большая часть идет на социальные выплаты. Мое мнение – мы не должны создавать социальных иждивенцев, чтобы в яму не упасть. Все беды Евросоюза – социальные обязательства. Страны много обещали своему народу, при этом активность населения самостоятельно жить падала. А сейчас никто не хочет, чтобы снижали соцвыплаты.

В Грузию, за опытом

– Киргизия берет на вооружение опыт других стран в вопросах экономики, борьбы с коррупцией?

– Недавно по приглашению президента Грузии делегация из 10 депутатов Жогорку Кенеша ездила в эту страну. Очень впечатляющие реформы! Коррупции у них почти нет, а ведь еще несколько лет назад Грузия была одной из самых коррумпированных стран. Все госуслуги делаются очень быстро. Получить те же водительские права можно за час, оформить машину – за 15 минут. Я два года жил в Америке. Не зная ни слова по-английски, права получил за полчаса. А в Киргизии, чтобы заменить документ, нужно месяц потратить – стоять в очередях, ждать или… платить. Нам есть чему учиться!

Нужно менять мышление, и это должна власть делать. Мы чиновникам платим мало и требуем, чтобы они честно работали. В Грузии, сократив количество госслужащих, повысили им зарплаты, ввели жесткий контроль и таким образом избавились от коррупции.

Треть парламентариев – женщины

– Как вы считаете, сегодня Жогорку Кенеш имеет сильную власть в стране?

– Нельзя сказать, что такую уж сильную. По своему составу мы – разношерстные. Много депутатов – из бизнеса, с улицы пришли. Молодежи много. Женщин в составе парламента 30 процентов.

– Как киргизские женщины-политики себя показали?

– О, они такие активные, как дома! Это хорошо. Не должно быть различий по половому признаку. С 2005 года женщины в киргизском парламенте, экс-президент Киргизии Роза Отунбаева – женщина. В парламентах предпоследнего созыва не было женщин, и они не могли конкурировать с мужчинами. Если честно, нам даже стыдно было за это… Но всегда мужчины в политике будут доминировать, у них руки развязаны – они не рожают детей, не делают домашние дела…