Вице-президент Союза охраны птиц Казахстана Олег Белялов известен широкому кругу казахстанцев. Учителями и наставниками Олега были его отец – казахстанский кинодокументалист Вячеслав Белялов, и известный орнитолог Анатолий Ковшарь. Под их чутким руководством фотосъемка природы и определила его выбор профессии в дальнейшем: работа в Институте зоологии АН КазССР, участие в экспедициях по изучению птиц в пойменных лесах реки Урал, пустынях Сары-Ишик-Отрау и Бетпак Дала… А с 1983 года Олег начал работать на киностудии «Казахфильм» ассистентом оператора.
За всю свою творческую жизнь Белялов прошел маршрутами экспедиций большую часть территории Казахстана – от Мангышлака до Алтая, от южных степей Устюрта и Кызылкумов до лесостепей Северного Казахстана. Им выпущено в свет огромное число фотоиллюстраций в книгах и альбомах.
Известия-Казахстан: Олег, немного расскажите о нынешней выставке.
Олег Белялов: Эта фотовыставка юбилейная. Мне – 50 лет. Когда я делал первые кадры, мне было 10 лет. Более или менее серьезно начал заниматься фотографией, будучи юным натуралистом, примерно в 14-15 лет. Снимал на зеркальный фотоаппарат с длиннофокусным объективом. К концу семидесятых, можно сказать, я уже определился как фотограф. Фотографией занимался в армии, а уж потом это стало делом жизни, профессией.
И-К: Как часто востребованы ваши работы?
Белялов: Я работаю исключительно на заказы. Это большей частью связано с историей, археологией. Бывают заказы, связанные с каким-то производством. Все равно природа остается моей любимой темой.
И-К: Где вы побывали этим летом?
Белялов: Успел съездить на Аральское море, на Алтай, несколько раз был в Кетмене. Ну а в основном работал здесь, в предгорьях Заилийского Алатау.
И-К: Как вы перемещаетесь во время съемки?
Белялов: У меня своя машина, поэтому большинство поездок я придумываю сам. Еду – и таким образом собираю свой архив. К примеру, на выставке есть фотографии, которые я снимал непосредственно из машины.
И-К: Меня, например, как фотокорреспондента, не прельщает романтика – сутками сидеть в зарослях, ночевать в палатке, в разное состояние погоды. Особенно зимой…
Белялов: На выставке представлен зимний пейзаж, который я снимал при температуре -26 градусов. Это было несколько лет назад, когда мы ездили наблюдать, как происходит зимовка птиц. Я хорошо помню этот кадр, потому что мы проснулись в уазике перед рассветом, и вылезать не было особой охоты. Я понимал, что сейчас наступит восход, тем не менее, превозмогая свою лень, все же вылез из своего спальника и сделал вот этот кадр. Есть животные, которых подолгу приходится ждать из засады. К примеру, у меня в копилке имеется очень интересное реликтовое животное – джунгарский тритон, которого я ехал снимать специально. Он живет на очень маленькой территории.
И-К: Вы обычно ездите один?
Белялов: Конечно, когда ты караулишь какое-то животное из палатки, боясь шелохнуться, то лучше уже быть одному. Обычно я езжу с друзьями, экологами, ботаниками. Потому что у меня есть подход сугубо научный и как фотографа. Иной раз могу просто получать удовольствие от одного лишь наблюдения за птицами, их поведением, не сделав при этом ни одного кадра, и совершенно от этого не расстраиваться.
И-К. В вашем богатом багаже наверняка есть и экзотические страны?
Белялов: Конечно. Я снимал в Африке, делал фильм о природе Израиля. Несколько лет езжу в Юго-Восточную Азию – Таиланд, Камбоджу.
…К сожалению, я не чисто анималист. Потому что нет особой востребованности в мире, чтобы можно было этим заниматься вплотную. Но это моя любимая тема, однозначно.
И-К: Раньше интересные фотоработы охотно принимали за рубежом…
Белялов: Можно и сегодня отправлять. Но это уже никому не надо. Фотографов хватает.
И-К: С развитием цифровой техники фотографией занимаются все кому не лень.
Белялов: Я с удовольствием сам перешел на «цифру» и совершенно от этого не страдаю. У меня хорошая аппаратура. До этого снимал на слайды.
И-К: Вы любите говорить о планах?
Белялов: У меня план всегда один – сел в машину и поехал. Причем с большой уверенностью, что эта поездка всегда мне принесет что-нибудь интересное.