С 17 млн до 30 млн тонн должен быть увеличен грузопоток через территорию Казахстана к 2020 году. В настоящее время доля транспортного коридора составляет 7,5% от ВВП страны. Однако с момента создания нового транзитного Шелкового пути ситуация изменится кардинально в сторону увеличения оборотов транспортно-логистической системы, уверен министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, презентовавший три основных пути транспортной системы Казахстана, которые будут расширяться и модернизироваться. Это российско-казахстанское направление в Китай, направление из Китая через территорию Казахстана в Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы. А также «южный поток» – из Казахстана через Иран в страны Ближнего Востока и Индию.
«В рамках транспортно-логистической отрасли, значит, по первому вопросу это создание мультимодального евразийского трансконтинентального коридора, который позволит связать Европу и Азию и привлечь до 5-8 процентов от потенциального объема грузопотока, общего товарооборота Китая и Европейского союза», — сообщил министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.
А второй транспортно-логистический путь через страны Закавказья подразумевает наличие конкурентоспособного морского пути. Министр напомнил об особой роли Морского порта Актау и Сухого порта «Хоргос — Восточные ворота». В стране идет активный процесс интеграции европейско-азиатской системы автомобильных дорог.
Согласно госпрограмме развития и интеграции предусмотрено введение платности на 7 тыс. км автодорог, в основном для грузового транспорта.
«У нас уже развивается КазАвтоЖол. Он будет наделен полномочиями по самостоятельному привлечению инвесторов для реализации проектов и погашения средств инвесторов за счет сборов от платных автодорог. А также по взиманию платы грузового автотранспорта по автодорогам третьей категории после проведения реконструкции», — добавил Асет Исекешев.
В числе других новшеств он назвал использование опыта иностранных специалистов. Так, в сферу авиации, по словам министра, приглашены специалисты из Англии, в сферу геологии – из Канады, в сферу энергосбережения – из Германии. Благодаря их опыту летать станет доступнее и безопаснее.