Наркотранзит из Афганистана в Европу и даже в Америку, проходящий через Центральную Азию, в последние недели заметно увеличился: героиновая экспансия набирает обороты.
Казахстан, учитывая его громадную территорию и соседство с другими центрально-азиатскими республиками, граничащими непосредственно с Афганистаном, находится на пути наркотранзита. Редкая неделя обходится без сообщений о задержании наркокурьеров. Но если раньше те везли героин граммами, то теперь — килограммами и даже центнерами. Причем, этот наркотик имеет явно афганское происхождение.
Героинизация всей страны
Афганистан, раздираемый внутренними противоречиями и междоусобной войной, уже давно понял, где можно брать деньги: на маковых плантациях. Дехкане вместо зерна выращивают опиумный мак. Он действительно позволяет прокормиться. В последние годы эти плантации достигли промышленных объемов: ежегодно опийным маком засевается 55 тысяч гектаров земли. А в некоторых удачно расположенных провинциях крестьяне успевают собрать за год по два урожая.
Что интересно, впервые героин стали производить в Афганистане в 1997 году — до этого вырабатывали лишь гашиш и опий-сырец. Технологии, полученные в качестве гуманитарной помощи, позволили поставить производство героина на промышленную основу. И с тех пор его выработка растет, поражая воображение спецслужб многих государств.
Талибы, установившие свою власть в стране, сразу взвинтили производство, подняв его на четверть: война требует больших средств. Правда, в 2001 году, пытаясь добиться признания мирового сообщества, «Талибан» выпустил декрет о полном запрете выращивания опийного мака и часть уже выращенного урожая была уничтожена. Однако вскоре после 11 сентября, когда основные силы талибов были разгромлены, простые афганцы снова вернулись к своему традиционному занятию — по сути, они больше ничего и делать-то не умеют.
Ставленник США — Хамид Карзай — пытался было запретить посев, сбор и оборот наркотических веществ, но крестьяне повсеместно взбунтовались. Их недовольство не сгладила даже выплата компенсаций — по 350 долларов за гектар, выведенный из наркооборота.
США поначалу тоже обещали покончить с афганским наркобизнесом, однако дальше обещаний дело не пошло.
По данным российской разведки, за время проведения антитеррористической операции, на территории Афганистана не было уничтожено ни одной лаборатории по производству наркотиков и ни одного куста мака. Хотя Федеральная пограничная служба России для облегчения этой задачи снабдила антитеррористическую коалицию необходимой информацией.
Кстати, производство наркотиков в Афганистане растет большими темпами. В 1994 году было заготовлено 980 тонн, а уже на следующий год — 1250 тонн. В 1998 году производство опия-сырца достигло 2,1 тысяч тонн, в 1999-м — 4,6 тысяч тонн.
Эксперты ООН оценивают годовой оборот всемирной наркомафии в 150 миллиардов долларов и большую часть из этой суммы составляют деньги от продажи афганских наркотиков.
Наркотропы идут через Центральную Азию
По данным немецких спецслужб, часть афганских наркотиков переправляется через Иран и Турцию в Юго-Восточную Европу, Албанию и Италию. Но главным остается направление — через Центральную Азию и Россию в Восточную и Центральную Европу и далее — везде (уже не однажды следы афганского героина обнаруживали даже в США). По этому маршруту перевозится до 70 процентов наркотиков.
С одной стороны, международная наркомафия рассматривает Центральную Азию как перевалочную базу, с другой — как рынок сбыта.
Наркотрафик из Афганистана идет через Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан. Стимул для его продвижения — громадный. Если в Афганистане кило героина стоит 700 долларов, то в России и в Европе — в 100(!) раз больше.
Считается, что главный удар наркотрафика направлен на Таджикистан: львиная доля всех наркотиков изымается именно на таджико-афганской границе. В 2001 году на таджико-афганском участке границы было задержано около 6 тонн наркотиков, в основном, героина. Однако сколько еще зелья удается перебрасывать через Туркмению — одному Аллаху известно. Местные спецслужбы очень тесно сотрудничали с талибами, принимая товар и переправляя его дальше. Об этом свидетельствовал даже экс-министр иностранных дел и вице-премьер Туркменистана Борис Шихназаров, совсем недавно приговоренный к пожизненному заключению «за организацию покушения на Туркменбаши». Между тем часть зелья оседает и в Туркменистане: в последние годы число наркоманов, потребляющих самый сильный наркотик — героин, неизмеримо выросло: относительная дешевизна делает его доступным.
За последние 10 лет таможенной службой Узбекистана задержано около 30 тонн наркотиков и 77 тонн уксусного ангидрида — одного из основных компонентов для выработки промышленного героина.
В Россию ежегодно попадает более 20 тонн наркотиков.
Аналитики склонны считать, что Баткентские события на юге Киргизии, преследовали не только политические цели (создание исламского халифата), но таким образом пробивалась дорога для наркотрафика. К тому времени (1999-2000 годы) в Афганистане накопилось тысячи тонн опия и десятки тонн героина, которые нужно было продать в Россию и Западную Европу. Как известно, полевые командиры, в том числе и Жума Намангани, контролировали перевоз наркотиков.
Теперь, когда большинство банд уничтожено, в наркотрафике чрезвычайно заинтересованными остаются как предводители афганских племен, так и международные наркосиндикаты. По некоторым данным, международная наркомафия, курирующая опийные плантации в Афганистане, представлена тремя группами: американской, европейской (преимущественно итальянской) и китайской. А в незаконную транспортировку наркотиков из Афганистана вовлечено примерно 50 тысяч человек.
Кстати, по оценкам ООН, на Афганистан приходится 75 процентов опиума и 80 процентов героина, поступающих на территорию европейских стран. При этом только 10 процентов (!) от всего объема перевозимых наркотиков удается задерживать спецслужбам всех стран.
Надеть на Афганистан «пояс верности»…
Когда-то руководство «Талибана» недвусмысленно заявляло, что если в борьбе с неверными вообще и с Россией в частности автомат Калашникова и гексоген окажутся бессильными, то их работу доделает опийный мак.
Эти слова оказались чуть ли не пророческими. И касаются они не только России — весь цивилизованный мир понимает, что на карту поставлена его безопасность: не секрет, что транснациональная преступность, экстремизм и терроризм финансируются на средства от наркобизнеса. И антитеррористическая коалиция, главные цели которой — политические, к сожалению, не может уберечь нас от этих зол.
Именно поэтому страны, входящие в ЕврАзЭС, намерены создать международную антинаркотическую коалицию. Инициатива исходит от президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, еще в 1998 году предложившего мировому сообществу создать вокруг Афганистана «пояс безопасности». За эти годы Таджикистан, все-таки получивший международную поддержку, стал одной из стран, наиболее успешно противостоящих наркомафии.
Теперь на Афганистан надо примерить «пояс верности» человеческим идеалам. В одиночку это сделать трудно, а всем миром — есть шанс.