14 сентября Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) опубликовало революционный, по сути, документ. В нем оно впервые масштабно наказало за допинговые шалости не спортсменов, а тренеров и врачей. Воевать с теми, кто применяет и распространяет запрещенные вещества, ВАДА намерено еще серьезнее.
Впрочем, в разных странах по-своему борются с допингом. Так, Федерация футбола Турции в прошлом году отправила на контроль 1 400 спортсменов. Удивляться этому факту не нужно. Али Алиев, немало лет отыгравший в этой стране, рассказывал “КАРАВАНУ” о дотошности местных допинг-офицеров:
– В Турции допинг-пробы берут у игроков после каждого матча. За шесть лет в первой лиге я проходил допинг-контроль три раза. В элитном дивизионе же периодичность проверок гораздо выше. Мне кажется, что подобное правило необходимо ввести и в Казахстане. Наша игра должна быть чистой. А то вызовут в сборную парня, который взялся ниоткуда и выстрелил в двух-трех матчах, а его никто раньше не проверял. Не хотелось бы неприятных сюрпризов.
Может, вдохновившись турецким опытом, в УЕФА решились на большие перемены и приняли новую антидопинговую программу. В наших широтах о ней практически ничего не говорилось, а зря, ведь европейские футбольные чиновники задумали фактически глобальную проверку игроков на допинг.
Так, УЕФА планирует массово внедрить биологический паспорт футболиста. Тот самый, что давно уже существует в большинстве олимпийских видов спорта. В него вносят данные всех допинг-проб.
В биологическом паспорте существует три модуля. Первый – “дыхательный”. По его результатам дисквалифицировали наибольшее количество спортсменов, в первую очередь легкоатлетов, пловцов, лыжников, конькобежцев. С января прошлого года был введен второй модуль – “стероидный профиль”. По его данным судят о том, что происходило в организме спортсмена несколько последних лет. Даже при отрицательном результате допинг-теста стероидный фон в организме может меняться, если спортсмен, к примеру, после принятия запрещенного препарата не успел как следует “почиститься”. Если же подобные колебания случаются регулярно, а спортсмен не может внятно объяснить их причины, то его ждет дисквалификация. Предусмотрен в биопаспорте и третий модуль – “эндокринный”. Он будет введен в 2017 году.
До недавних пор казахстанский футбол был заповедной зоной, куда охотники из ВАДА забредали крайне редко. Выдержит ли отечественный “спорт № 1” их активного вмешательства? Многие виды спорта в Казахстане период допинг-скандалов уже прошли, а наших футболистов еще никто серьезно не проверял.
Алматы