“Охотник за полицейскими”. Суд - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Охотник за полицейскими”. Суд

“Охотник за полицейскими”. Суд

В Шымкенте завершился судебный процесс над Русланом ЖАНПЕИСОВЫМ, блогером, более известным как “охотник за полицейскими”. В чем же виновен борец за права водителей и пешеходов?

  • 12 Октября 2017
  • 1852
Фото - Caravan.kz

Кто он такой и какое право имеет?!

Примерно с 2015 года в YouTube начали появляться ролики от Руслана Жанпеисова, на которых была запечатлена работа казахстанской дорожной полиции. При этом сам автор роликов, оставаясь за кадром, был весьма деятельным участником событий, вступая в диалоги с представителями правоохранительных органов либо просто комментируя происходящее.

Несмотря на некоторые технические недостатки, реалити-шоу получалось чрезвычайно “вкусным”. Зрители имели возможность лицезреть во всей красе полную некомпетентность сотрудников дорполиции, причем именно в вопросах правил дорожного движения. Порой блюстители порядка входили в ступор при упоминании УК, УПК и даже Конституции РК. А еще на видео демонстрировалось, как полицейские сами нарушали ПДД, грубили и хамили гражданам, и пр. и пр. Руслан в народе получил даже не прозвище, но звание – “охотник за полицейскими”.

За год с небольшим на канал Жанпеисова подписалось около 50 тысяч пользователей, а общее количество просмотров превысило цифру в 10 миллионов – для казахстанского сектора Интернета более чем серьезный показатель. Сам “охотник” скучать своим зрителям не давал – ролики выпускал, может, и редко, но метко. Причем география съемок была самая обширная – практически все регионы Казахстана. (Руслан достаточно много ездил по стране.) Суд по телевизору

Официальные органы, то бишь МВД в лице областных и районных департаментов внутренних дел, равно как и прокуроры, это видео в большинстве случаев предпочитали либо не смотреть, либо отмалчиваться. Лишь изредка, по фактам зафиксированных камерой Жанпеисова особо грубых нарушений, допущенных полицейскими, давались маловнятные комментарии: дескать, в отношении данных лиц проводится служебная проверка, будут приняты меры и т. д. Но в основном суть заявлений пресс-служб ДВД сводилась к банальному: “А кто он сам такой и какое право имеет снимать и проверять?”.

В конце концов Руслан Жанпеисов, видимо, совсем достал правоохранителей своими роликами. И на самого “охотника” пошла охота.

 Арест

В марте 2017 года в Шымкенте он был арестован полицией. Как официально сообщили в ДВД, в управление по борьбе с организованной преступностью поступила оперативная информация о том, что житель Шымкента занимается вымогательством денег у потерпевших путем шантажа и размещения в Интернете компрометирующих их материалов.

Данный факт зарегистрировали в ЕРДР по ст. 194 УК РК “Вымогательство”. В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники УБОПа с поличным при получении денег в сумме 50 тысяч тенге задержали подозреваемого, ранее судимого за нанесение тяжких телесных повреждений. По данному факту возбуждено уголовное дело по п. 3 ч. 5 ст. 253 УК РК “Коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством”. Полицейскими устанавливается его причастность к другим аналогичным преступлениям.

С санкции суда в связи с тяжестью обвинения (а статья за коммерческий подкуп предполагает меру наказания до 12 лет лишения свободы с конфискацией) на период следствия к Руслану Жанпеисову была применена мера пресечения – содержание под стражей в ИВС на два месяца.

В последующем этот срок еще продляли – следствие, видимо, никак не могло разобраться, в чем же виноват подозреваемый.

Обиженные и травмированные

Находясь под уголовным следствием и сидя в камере, Жанпеисов начал в гражданском порядке получать иски от лиц, которым он был должен денег либо которые считали себя тем или иным образом обиженными его действиями.

Особенно интересны последние истцы. Четверо сотрудников ДВД ЮКО, ставшие героями жанпеисовского ролика “Новое. Туркестан – опять 25, или Нарушители в погонах”, вдруг вознамерились получить по миллиону с Руслана за причиненные им “ущерб деловой репутации и моральные травмы”.

Абайский суд иск принял и отправил ролик на филологическую и правоведческую экспертизу с целью установить, имело ли место нарушение закона либо нет. Эксперты дали однозначный ответ – в действиях автора ролика каких-либо нарушений, оскорблений, клеветы и т. п. не имеется. После чего суд завернул иск всех четверых травмированных полицейских.

На пятом месяце следствие наконец завершилось, и в августе материалы были переданы в суд. Правда, теперь Жанпеисову предъявлялись совсем другие обвинения: ч. 2 ст. 194 – “Вымогательство, совершенное неоднократно”, ст. 399 – “Незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации” и ст. 403 – “Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов”.

 Вымогатель со шпионским набором, да еще и госорганам мешает

Как огласил на суде прокурор обвинения, в феврале 2017 года Руслан Жанпеисов путем угрозы опубликовать в Интернете материалы компрометирующего характера на сотрудника полиции К. стал вымогать у него 5 тысяч тенге. Потерпевший вынужден был перевести их на баланс сотового телефона Жанпеисова 11 февраля с. г.

В последующем, не останавливаясь на достигнутом и продолжая преступные действия, Жанпеисов аналогичным образом начал вымогать с другого потерпевшего, гр. Д., уже 50 тысяч тенге. (Руслан заснял второго потерпевшего, также являющегося сотрудником полиции, сидящим в полицейской машине с “закрытыми глазами”.) При получении указанной суммы в 50 тысяч тенге “охотник” был задержан сотрудниками УБОПа.

В доме у задержанного также была обнаружена аппаратура негласного получения информации. Вкупе Жанпеисову предъявлялось обвинение в том, что, действуя от имени Общества содействия автомобилистам (ОСА), он “незаконно вмешивался в деятельность государственных органов”.

Процесс длился больше месяца. В ходе разбирательства вдруг выяснилось, что у обвинения нет документальных доказательств того, что на баланс сотового телефона Жанпеисова пострадавший от его вымогательств перечислял 5 тысяч тенге. В колл-центр оператора мобильной связи, где зарегистрирован номер телефона Руслана, дважды отправляли запросы относительно пополнения баланса телефона подсудимого. В обоих случаях колл-центр дал однозначный ответ, что с 10 по 15 февраля никаких поступлений не было. В Кызылорде 18 чиновников наказаны за фотографии в соцсетях

Уже когда суд подходил к прениям сторон, прокурор обвинения подал ходатайство о приобщении к делу материалов негласных следственных действий, проводимых в отношении Жанпеисова в январе 2017 года. Из них следовало, что пострадавший К. переводил на счет Руслана 5 тысяч тенге не только в феврале, но еще и в январе 2017 года. Таким образом, получалось, что Жанпеисов совершил еще одно вымогательство. Как отметил прокурор, по результатам этих негласных следственных действий было возбуждено уголовное дело, но следователь его почему-то не расследовал. В результате чего в настоящее время в отношении самого следователя проводится служебная проверка. Но тем не менее прокурор ходатайствовал, чтобы суд провел расследование обстоятельств “нового преступного эпизода”.

Сам Руслан Жанпеисов, несмотря на категорические протесты своих адвокатов Закира Асадова и Ольги Лаврентьевой, был не против рассмотреть новое обвинение. Но председательствующий по делу судья Абайского суда Канат Мылтыкбаев отклонил ходатайство прокурора.

Домой хочу!

28 сентября стороны заявили о заключении процессуального соглашения. Вот что рассказал по данному поводу сам Руслан Жанпеисов: “Я и моя команда защитников в ходе досудебного следствия и на суде доказали, что никакого вымогательства не было. В отношении меня проводились негласные следственные действия органами управления по борьбе с организованной преступностью – велась прослушка моего телефона. В это время мои знакомые ребята, работники органов, не зная о прослушке, позвонили мне и стали просить, чтобы я не выкладывал в Интернет некоторые свои снятые материалы (про которые я даже уже и забыл). Обещали отблагодарить. Таким образом, они сами попали в поле зрения УБОПа, которое начало заниматься ими вплотную. Для них это было уже чревато серьезными проблемами, вплоть до уголовного дела. Поэтому, когда убоповцы их “попросили” помочь в разработке меня, они вынуждены были согласиться. И потом уже очень старались, чтобы я получил от них эту благодарность – звонили, приходили ко мне… Что касается переводов на баланс моего телефона в 5 тысяч тенге, то это просто смешно. Я работаю юристом в рекрутинговом агентстве, оформляю договоры с работниками по заказам крупной нефтяной компании. У меня зарплата от 500 тысяч до одного миллиона. Стал бы я вымогать 5 тысяч тенге на телефон? Тем более никаких пополнений на баланс телефона, как официально выяснилось, в указанный “пострадавшим” период не было.

Относительно шпионских средств – таковыми назвали средства защитной сигнализации. У меня дома был приборчик, который реагировал на звук и передавал сигнал мне на мобильный телефон. Если дома никого нет, а возникает какой-то шум, это всегда подозрительно. Описание аппарата имеется в Интернете. Вот этот прибор и назвали “средством негласного получения информации”.

В ОСА я давно не состою, хотя никаких разногласий с этой организацией у меня нет. Просто они занимаются своей деятельностью, а я иду в своем направлении. Поэтому и мешать госорганам от имени общественной организации никак не мог.

Тем не менее я уже полгода сижу в СИЗО. У меня там образцовый порядок, я всю свою камеру уже покрасил. Получил прекрасную характеристику от руководства СИЗО, которую предоставил в суд. Но все равно мне уже надоело сидеть, и я хочу домой. Поэтому признаю себя виновным в вымогательстве и использовании спецсредств. За это получаю 3 года ограничения свободы. Но возвращаюсь к своей семье”.

И все-таки приговор

Однако уже на следующий день, 29 сентября, Руслан отказался от процессуального соглашения. Как выяснилось, сторона обвинения выдвинула такие условия, на которые Жанпеисов никак не мог согласиться. Суд перешел к прениям. 

Прокурор просит осудить “охотника” к 3 годам ограничения свободы с конфискацией. Однако суд, учтя смягчающие обстоятельства, среди которых признание вины, раскаяние и наличие на иждивении малолетних детей, назначил Жанпеисову 2 года 6 месяцев ограничения свободы, без конфискации. Руслан был выпущен из-под стражи в зале суда. 

Свою общественно-правозащитную деятельность “охотник за полицейскими” намерен продолжить.

Приговор пока не вступил в законную силу.

Шымкент