В октябре прошлого года в нашей газете был опубликован материал “Железный тупик” (см. № 40 от 3 октября 2008 года). Речь шла о кражах металла с флагманов отечественной индустрии – АО “АрселорМиттал Темиртау” и корпорации “Казахмыс”. Ежегодно ущерб составляет сотни миллионов.
С металлургических гигантов страны ворованный металл грузят вагонами, вывозят КамАЗами.
Прокуратура Карагандинской области вынесла проблему на общий координационный совет. И в результате многочасового обсуждения главными ответственными в ситуации были названы сами предприятия, которые не очень-то заботятся о сохранности своей продукции. Правоохранительные и надзорные органы могут бороться лишь с последствиями, но порядок на предприятиях – забота самих владельцев. Им настоятельно рекомендовали: усилить, укрепить и повысить.
Руководство АО “АрселорМиттал Темиртау” приняло рекомендации буквально: усилило посты, укрепило ворота и повысило забор до четырехметровой высоты.
О том, как претворяются рекомендации на предприятиях корпорации “Казахмыс”, нам рассказали рабочие ПО “Балхашцветмет”.
– У нас сейчас действует шесть (!) структур, обеспечивающих охрану комбината, – пишут рабочие в своем письме в редакцию. – Представляете, что творится из-за того, что каждая из этих структур подчиняется своему руководству? Чтобы показать себя и не потерять работу, охранники из кожи вон лезут, показывают свое рвение.
Охранники “охотятся” не только на рабочих, так как их зарплата напрямую зависит от количества выявленных случаев нарушений, но и на “коллег” из других охранных структур, потому что им выгодно устранить конкурентов. Досмотр на КПП напоминает строжайший обыск: сначала “обзвон” металлодетектором, потом обязательный “ручной” досмотр (хорошо хоть женщин обыскивают охранники женского пола!). А на все наши жалобы и возмущения тычут в таблички, которые развесили на всех проходных: “Проводится личный досмотр, приносим извинения за причиненные неудобства”. Какие уж тут извинения, если ежедневно по тебе шарят руками, залезают в карманы, запускают руки в сумки? И каждый раз боишься – а вдруг охранник, чтобы получить свою премию или удержаться на работе, подложит тебе в карман какую-нибудь железку? Случаи такие, к сожалению, были.
Об этом же предупреждал руководство корпорации “Казахмыс” начальник управления криминальной полиции ДВД Карагандинской области Николай Саульский, и мы привели его слова в материале “Железный тупик”:
– Кражи на предприятиях “Казахмыс” совершаются как самими работниками завода, так и с участием охранников. Более того, у нас есть информация, что сами охранники инсценируют попытки кражи с территории предприятия, чтобы получать премии, которые им выплачивают за каждое предотвращенное хищение.
…Что ни говори, а корпорация “Казахмыс” сильна на оригинальные решения проблем. Помнится, как-то наша газета вступилась за право рабочих корпорации… на болезнь. Был такой приказ по предприятиям, согласно которому на “Казахмысе” болезнями признавались только туберкулез, беременность и грипп. Все остальные инсульты, инфаркты и прочие гипертонии и радикулиты по приказу начальства болезнями не признавались.
После нашей публикации приказ отменили. И болеть разрешили, но в меру.
А еще мы рассказывали нашим читателям, как на том же “Балхашцветмете” тайным оружием пролетариата были объявлены… сотовые телефоны! Именно мобильники были признаны главной причиной хищений готовой продукции. Дескать, рабочие ходят по цехам, видят, где что лежит, и тут же звонят своим дружкам по другую сторону забора. Ношение сотовых телефонов было строжайше запрещено, нарушителей ждала тяжкая кара, вплоть до увольнения. Опять же после нашей публикации в газете приказ отменили. Но ненадолго. Как сообщают нам рабочие, на “Балхашцветмете” рабочих по-прежнему увольняют за ношение сотовых телефонов.
– В общем, живем как в лесу, – грустно завершают свое письмо рабочие. – Чем дальше, тем страшнее. Сейчас ходят упорные слухи о большой реорганизации в корпорации. Со страхом ждем: что будет завтра?
И нам тревожно за рабочих. А если завтра начальство велит всем зашить карманы? Или того хуже – рты?
Татьяна ТЕН, Караганда