За 11 месяцев этого года на дорогах Южного Казахстана произошло более двух тысяч дорожно-транспортных происшествий.
Погибло 497 человек.
Почти две трети из этой мрачной статистики приходиться на Шымкент, признанный одним из лидеров среди городов Республики по количеству ДТП и жертв аварий.
До последнего времени городские власти во всем винили службы дорожной полиции — мол, работают гаишники плохо, контроль на дорогах обеспечить не в состоянии и к нарушителям лояльны, и т.д. и т.п.
УДП как правило в ответ приводило стандартные аргументы об ограниченном штате своих сотрудников, аварийном состоянии дорог, отсутствии светофоров на важнейших участках. В результате статистика аварий из года в год продолжает расти.
Видимо поняв, что с помощью гаишников ситуацию не изменишь, власти Шымкента решили поискать рычаги воздействия на дорожно-транспортную обстановку в собственном арсенале.
Естественно, под прицелом сразу же оказались водители маршрутных микроавтобусов. Вскоре выяснилось, что на дороги Шымкента ежедневно выезжает порядка 650 пассажирских автобусов и до 600 маршрутных такси. Согласно нормативам транспортных и пассажирских перевозок, количество микроавтобусов не должно превышать 25-30 % от числа крупногабаритных машин.
Также и в соотношении по числу жителей полумиллионный Шымкент должен обеспечиваться не более чем тысячей единиц общественного автотранспорта. Таким образом, решили в акимате, налицо явная перенасыщенность Шымкента маршрутными микроавтобусами.
В довершении, по анализу специалистов городского отдела пассажирских перевозок и сотрудников УДП, именно водители «Газелей», в погоне за клиентом, являются наиболее злостными и массовыми нарушителями ПДД, провоцирующими аварийные ситуации на дорогах.
Чтобы уже иметь все козыри на руках, сотрудники акимата и дорожные полицейские провели несколько секретных спецопераций, с целью выяснить режим работы маршрутных такси. Так, полицейские, переодетые в гражданскую одежду, под видом обычных пассажиров проехали в маршрутке, наблюдая и фиксируя все нарушения, допускаемые ничего не подозревающим водителем. Здесь были и остановки в неположенных местах, и неаккуратное вождение, и нарушение правил ДТП.
Затем, на конечной остановке, «наблюдатели-разведчики» предъявляли протокол опешившему водиле, который, прижатый к стенке уликами, естественно подписывал его.
Другая операция проводилась у центрального универсального магазина Шымкента, расположенного довольно неудачно — здесь не имеется автобусной остановки и вообще остановки запрещены. Между тем, многие пассажиры маршрутных такси стремятся выйти именно напротив ЦУМа, и конечно, микроавтобусы вынуждены здесь тормозить. Тут-то и поджидала их засада ДП и акиматовцев.
Последней операцией стал обычный рейд по остановкам, перед которыми вездесущие «Газели» выстраивались по две-три в ряд, создавая неимоверные пробки и грозя раздавить пассажиров.
Выявленных нарушений с лихвой хватило, чтобы объявить маршрутки вне закона, и властным решением попытаться сократить их количество до 300-350 машин, что соответствует нормативам.
По мнению властей, такая оптимизация позволит значительно оздоровить обстановку на шымкентских дорогах, а именно это и есть основная цель оптимизации.
Как и следовало ожидать, сами перевозчики дружно и сплоченно выступили против такой инициативы акиматовцев.
— В первую очередь необходимо навести порядок с парковкой легкового автотранспорта в неположенных местах, — считают водители пассажирского транспорта. Аварийность возникает из-за ограниченной пропускной способности трасс, которая в свою очередь происходит из-за огромного числа машин, постоянно паркующихся на обочине дороги.
— Если приучить частника к порядку, то пропускная способность шымкентских дорог реально возрастет раза в два-три, — уверенны перевозчики. Если же сократить количество маршруток, то в результате пострадают пассажиры, потеряют работу 200 водителей, сократятся поступления в бюджет. В конечном итоге, в Шымкенте официально зарегистрировано около 40 тысяч единиц автотранспорта. Реально же в городе, за счет транзитных, районных, и незарегистрированных автомобилей, ежедневно выезжает до 80-100 тысяч машин. И сокращение такого автопарка на 200 «Газелей» никак не оздоровит общую «больную» ситуацию.
Тем не менее шымкентские власти остались непреклонными, обязав пассажирские компании «довести парк микроавтобусов до нормативных пределов». В противном случае к нарушителям грозят применить административные меры, вплоть до расторжения договора на обслуживание маршрутов. Перевозчики нехотя пообещали исполнить распоряжение отцов города.
Напоследок заметим, что, пожалуй, единственное нарушение, которое не удалось зафиксировать шымкентским полицейским в отношении «Газелей», так это повышенного перегруза маршрутных такси.
Скорее всего, именно наличие сверхнормативного их числа привело к тому, что в Шымкенте уже практически нельзя увидеть битком набитый микроавтобус, в который менее пытаются влезть еще десяток-другой спешащих пассажиров.
Но возможно к этому Шымкент еще вернется.