Охота на “частицу Бога” - Караван
2024 Год
20 Сентября
  • A
Охота на “частицу Бога”

Сенсационным прорывом ушедшего 2012 года ученый мир признал открытие физиками бозона Хиггса, благодаря которому элементарные частицы обретают свойства материи. Но какое значение это может оказать на жизнь простых людей?

• 11 Января 2013
  • 3029
Фото - Caravan.kz

Для читателей “Каравана” это событие прокомментировал один из участников того эксперимента, физик Европейской организации ядерных исследований доктор Уве БРАТЦЛЕР.

Как ловили бозон

– “Частицей Бога” назвал бозон Хиггса нобелевский лауреат Леон Ледерман, – рассказывает Уве Братцлер. – И это действительно фундаментальное открытие! Теперь мы имеем объяснение тому, как не имеющие массы элементарные частицы стандартной модели атома образуют материю. Ту самую, которую мы видим вокруг себя. И массу им придают именно Хиггс-бозоны. Без них не будет массы, а значит, и жизни вообще, так что определение “частица Бога” очень верное! Это открытие заполняет собой важный пробел в нашем понимании физической структуры Вселенной.

Охоту на бозон Хиггса ученые мира начали после того, как в 1964 году физик Питер Хиггс предсказал его существование теоретически. Для этой цели у подножия Альп на границе Швейцарии и Франции даже был построен и в 2008 году введен в эксплуатацию огромный круговой ускоритель заряженных частиц – Большой адронный коллайдер стоимостью около 10 миллиардов долларов.

Эта самая большая в мире экспериментальная физическая установка диаметром 9 метров и туннелем вакуумной трубы ускорителя длиной 27 км расположена на глубине 100 метров под землей. В ней до сумасшедших скоростей разгоняют встречные пучки частиц, протонов. Каждое столкновение протона с протоном порождает “большой взрыв” и новые частицы материи. Так и были в июле 2012 года “пойманы” неуловимые Хиггс-бозоны.

Спросите: зачем нам все это, да еще и за такие деньги?

Уве Братцлер отвечает:

– Когда в XIX веке ученые открыли электромагнитные волны, то даже не представляли, что с ними можно делать. А в XX веке люди уже не мыслили себя без радио- и телефонной связи, телевидения, микроволновых печей и других технических устройств, основанных на свойствах электромагнитного поля. Что даст миру открытие бозона Хиггса, покажет время.

“Элементарный” Эйнштейн обретает массу

– Лучше всего механизм образования материи с помощью поля Хиггса можно продемонстрировать так, – продолжает доктор Братцлер. – Представьте себе зал, заполненный большим количеством репортеров и ученых-физиков, собравшихся на научный конгресс. Все они у нас – условные “бозоны Хиггса”. Если сквозь такую толпу будет проходить обычный человек, то свободно, без усилий преодолеет помещение. Если же сквозь “поле” любопытных ученых и репортеров попытается пройти, скажем, великий ученый Альберт Эйнштейн (а он у нас в роли невесомой элементарной частицы под названием “кварк”), то Эйнштейн просто завязнет в этой толпе, поскольку он слишком знаменит! Ведь каждый физик и репортер будет останавливать его, чтобы задать вопрос и поговорить с ним. И так невесомый кварк “Эйнштейн” снизит скорость движения, как бы утяжелится, обретет массу и материализуется.

Сами же бозоны Хиггса можно представить в виде неких плотных сгустков энергии, вне поля которых обычные элементарные частицы без массы просто разлетелись бы в разные стороны, как пух.

– Конечно, пока в этом открытии еще много неизведанного, – продолжает Уве Братцлер. – Чтобы лучше понять это, приведу другой пример. Когда в ясную ночь мы смотрим на звездное небо, то видим лишь 4 процента того, что там есть на самом деле. А 96 процентов информации о Вселенной нам неизвестно. Это темная материя. Так вот открытие Хиггс-бозона – это первый шаг на пути к исследованию той темной материи. И это дает нам понять, что физика элементарных частиц становится все менее материалистической и все более идеалистической наукой.

Компьютер, который умеет любить

– Сейчас я лично больше увлечен уже не столько бозоном Хиггса, – продолжает доктор Братцлер, – сколько тем, как устроен ум человека. Представим себе теоретически, что мы поместили мозг человека в ведро. Тогда на дне его мы увидим некую бесформенную, довольно неприятную массу. И трудно будет поверить, что это похожее на пудинг вещество в течение 70 лет практически в совершенном виде может хранить в себе тысячи гига- и терабайт информации, математические формулы, четкие изображения и при этом… понимать любовь! И является ли любовь только электрохимической реакцией в наших телах или же она нечто более особенное? Мне хочется верить, что это действительно нечто особенное, большее, чем просто материя, вещество или химия с математикой. Но это мы должны еще доказать! Если же удастся построить компьютер на основе того, как работает мозг человека, а это, я думаю, будет лет через 10–20 или 50, то тогда мы узнаем, имеет ли чувства этот компьютер.

– То, как сейчас развивается физика элементарных частиц, все больше ведет меня к убеждению, – резюмирует ученый, – что реального вещества, материи в том смысле, как мы, люди, ее воспринимаем, нет. А масса – это не столько масса, сколько взаимодействие частиц с полем Хиггса. И, похоже, реальностью вообще являются, возможно, только информация и Бог. И это представление сейчас все более материализуется. Ведь раз во Вселенной существует любовь, значит, существует и Бог!