17 сентября Токаев подписал изменения в Конституцию, ранее одобренные парламентом. Они предусматривают продление срока президентских полномочий от пяти до семи лет, но без права переизбрания.
Насколько это значимые и важные этапы в жизни страны? Вписываются ли эти решения в понимание меняющейся политической структуры и перехода к новой модели? И какую положительную и позитивную динамику, с одной стороны, и возможные риски и сигналы, с другой, мы можем обозначить в этом вопросе?
Медиа-портал Caravan.kz приводит экспертное мнение об этом.
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, директор Центральноазиатского фонда развития демократии:
«Касательно вопроса однократности президентства. Я не буду ссылаться на международный опыт, но, на мой взгляд, — это не совсем верно. У каждой страны своя специфика, логика. Казахстан принял такое по определенным причинам, но как будет работать однократное семилетнее президентство в Казахстане — на данный момент сказать сложно, так как это первый наш подобный опыт.
Безусловно, это серьезные, значимые и очень важные этапы в жизни Казахстана: мы ждем настоящих реформ. Они озвучиваются, но пока не сложились в единую стратегию того, к чему мы идем. Возможно, на это нужно время, чтоб это сформировать. Кто готов бороться с Токаевым на предстоящих президентских выборах
Данияр Ашимбаев, политолог:
«Однократное президентство — очень интересный опыт, принципиально меняющий политическую структуру управления. Если он приживется, конечно. Возможно, не имея возможности исправить эту норму Конституции, кто-то из следующих президентов захочет поменять Конституцию, но это вопрос будущего, которое прогнозировать сложно, хотя исторический опыт весьма красноречив.
Говоря о нынешних реалиях, что гораздо более важно, нужно понимать: Токаев идет на последний срок, снимая вопрос о возможности «переигрывания» ситуации. Он неоднократно говорил о том, что больше двух сроков избираться не намерен, а введенные ограничения были инициированы в его послании 1 сентября.
Уже был приведен ряд примеров из мировой практики, но здесь видится ассоциация с опытом США, по которой (после Рузвельта) самые влиятельные и самые популярные президенты не могут править дольше 8 лет (2 по 4, но это «детали»).
Однократное президентство снимает вопрос «предопределенности» с каждых следующих выборов. У оппозиции, наконец, появится время на подготовку, которого ей вечно не хватает. А соратники действующего президента будут, во-первых, создавать конкурентное поле, во-вторых, заботиться о своей репутации у населения, а в-третьих, это создаёт у команды заинтересованность в результатах общей работы. С учетом того, что государственное планирование заточено на 5-летние сроки, президентская семилетка дает достаточно возможности озаботиться вопросами эффективности политики».
Ермек Токтаров, руководитель отдела политических исследований Казахстанского института стратегических исследований:
«Мы живем в демократической стране. Для нас и исходя из нашей истории, если мы посмотрим на развитие других стран, этот переход высшей власти очень важен. Для сохранения стабильности очень важно и необходимо возрождение политической системы и ее демократизация. Сейчас Южная Корея — частый лидер в рейтинге Doing Business по легкости ведения бизнеса.
Многие исследователи связывают трансформацию страны с политическими реформами, имевшими место в последние годы. И срока в 7 лет для этого вполне достаточно, говорят эксперты. При том, что, согласно недавним поправкам в Конституцию, в общее дело будет вовлечен не только президент, но и сильный парламент».
Алишер Тастенов, главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований:
«Однократный срок есть в Израиле и Армении. Это уже обкатано там. В каждой стране есть свои сроки. По мере развития государства система, если она гибкая, подстраивается под это. И если необходим 4-летний срок – как в США, то этого срока достаточно, чтобы реализовать реформы, то эта формула успешная. Для каждой страны – своя формула».