При нынешних условиях выдачи субсидий деньги перепадают только крупным хозяйствам. Что делать остальным, не попадающим в эту когорту?
Повторение пройденного
Период с 2003 по 2005 год в Казахстане был объявлен Годами аула. Но и тогда деньги получили лишь отдельные хозяйства, часть которых еще больше расширила свою производственную базу. С другой стороны, часть средств была просто расхищена благодаря хитроумным схемам. К примеру, в Жамбылской области общеизвестен факт, когда одно хозяйство “вырастило” и “продало” урожай лишь на бумаге, однако субсидии за это получило. Ходили слухи не только о виртуальном урожае, но и виртуальных стадах племенного скота.
Словом, часть фермеров так или иначе обогатилась. Большинство же крестьян, оставшихся за бортом программы, выживают как могут. Дело в том, что для получения субсидий, дотаций и всевозможных кредитов (государственных и банковских) хозяйства должны иметь солидную базу.
– Выход, казалось бы, понятен: хозяйствам надо укрупняться и объединяться, – высказал свою точку зрения заместитель акима Жамбылской области Муратбай ЖОЛДАСБАЕВ. – Но этот процесс идет в регионе со скрипом. В свое время хватило одного года, чтобы расформировать крупные колхозы и совхозы, раздав земли и технику тысячам кооперативов. Теперь мы много лет пытаемся опять сплотить аграрников, но мало что получается.
На недавнем заседании в Жуалынском районе заместитель акима обратился к руководителям крестьянских хозяйств с вопросом: что мешает вашему объединению?
– Мы большей частью сосредоточены на руководящей работе в городе, – заметил М. Жолдасбаев. – А вы находитесь на селе, вам, наверное, виднее, что именно препятствует укрупнению. Каково ваше мнение? – спросил он у руководителя ПК “Рысбек батыр” Мынбая ТАЖИБАЕВА.
– Не знаю, – пожал тот плечами. – Вы же руководите, вам виднее.
Кому достались “пироги”?
Ситуация, сложившаяся в Жуалынском районе, весьма показательна. В прошлом году хозяйства Жамбылской области получили субсидии на 3,6 миллиарда тенге. При этом 73 процента мелких агроформирований не получили ни тиынки. Жуалынцы “отхватили” лишь 111,4 миллиона тенге. Хотя район практически полностью аграрный.
Далее из этого “пирога” средства в районе распределились весьма своеобразно. 58 миллионов тенге субсидий получило ТОО “Гамбург”, а 53 миллиона тенге – все остальные крестьяне, вместе взятые. В районе более 2 000 крестьянских хозяйств и производственных кооперативов, но более полутора тысяч даже не подали заявки на получение субсидий.
А деньги сельчанам пришлись бы как нельзя кстати. Так, при покупке племенного скота предоставляется субсидия в размере 8 000 тенге за овцу, 15 000 тенге – за свинью и 118 000 тенге – за быка. То же самое при производстве продукции: один литр молока дотируется в 15 тенге, кумыса – 60 тенге, килограмм произведенной говядины принесет 120 тенге, свинины – 60 тенге, баранины – 100 тенге. Все это значительно снижает себестоимость продукции. Но в итоге получается: лишь крупные хозяйства получают вливания из бюджета на протяжении ряда лет – что дает им немалые преимущества.
Казалось, должна быть какая-то отдача. К примеру, при дотациях на покупку скота и производство мяса цены на рынке должны бы идти вниз. Но мясо в регионе за последние два года заметно подорожало, как и колбасные изделия. Парадокс, да и только…
Страх оправдан?
– На самом деле понятно, почему крестьяне не хотят объединения, – говорит академик Национальной академии естественных наук РК Рашид БАКИРОВ. – Каждый боится потерять то, что у него есть.
По словам профессора, в последние годы в Жамбылской области случился ряд скандалов. Свежий пример – недавно завершившийся судебный процесс в районе Турара Рыскулова, а также спор, возникший в одном из кооперативов Жуалынского района. В обоих случаях крестьяне, внесшие в хозяйства земельные паи, остались ни с чем. В лучшем случае они получают по несколько мешков пшеницы в… год.
– Имея сегодня пять гектаров земли, крестьянин сможет рассчитывать хотя бы на минимальный урожай. В случае слияния с другим хозяйством ему будет “светить” несколько мешков пшеницы, – считает Р. Бакиров.
По мнению академика, нужно не ждать объединения хозяйств, а просто расширять круг претендентов на государственную помощь, упростив условия ее получения. Тогда деньги дойдут не отдельным крупным бизнесменам, а всему агросектору.