Один тариф удержали. Надолго ли? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Один тариф удержали. Надолго ли?

Один тариф удержали. Надолго ли?

К началу июля в Шымкенте накалились нешуточные страсти по поводу планируемого роста тарифов на проезд в общественном транспорте.

  • 18 Июля 2006
  • 970
Фото - Caravan.kz

Примерно в середине июня ассоциация перевозчиков городского транспорта заявила, что более не в состоянии обслуживать население по прежним ценам (20 тенге — автобус и 30 тенге — маршрутное такси, троллейбусного транспорта в Шымкенте давно уже нет).
Новый тариф — 30 тенге в автобусе и 40 — в маршрутном такси, должен был начать действие уже с 1 июля.
Перевозчики обосновывали свои требования главным образом тем, что последний раз цены пересматривались в сторону увеличения в 2003 году. За этот период поднялись цены на бензин и ГСМ, постоянно дорожают запчасти, основную часть которых приходится закупать за рубежом.
Таким образом, эксплуатационные затраты перевозчиков, с учетом инфляции, значительно возросли. Областной департамент транспорта согласился с доводами перевозчиков, тем самым, утвердив повышение тарифа.
Буквально за три дня до 1 июля, 29 июня, с резкой критикой повышения тарифов выступили депутаты Шымкентского городского маслихата.
Главным аргументом народных избранников в споре с перевозчиками были по сути те же самые факторы, только уже противоположного значения. А именно — что стоимость на бензин в ЮКО в последнее время вообще не поднималась, но даже по сравнению с октября 2005 года удалось добиться снижения цен на ГСМ (напомним, в октябре 2005 года недель Казахстан переживал бензиновый кризис, когда стоимость бензина марки АИ-96 доходила до 150 тенге за литр).
В общем, депутаты в пух и прах разгромили доводы перевозчиков и обратились к областному акиму по двум вопросам — воспрепятствовать повышению цен на проезд как не имеющее обоснований. А заодно и передать все полномочия в делах, связанных с городскими пассажироперевозками, в ведение соответствующих городских служб.
Дело в том, что до последнего времени тендер на городские маршруты проводил областной департамент транспорта, он же контролировал обслуживание маршрутов, выполнение договорных обязательств и прочие организационные моменты в работе с перевозчиками.
Однако договор на городские пассажироперевозки с компаниями заключал акимат Шымкента. В результате получалось, что непосредственный заказчик практически не имеет никаких рычагов воздействия на своих подрядчиков.
Что собственно и происходило в ситуации с планируемым повышением тарифов — перевозчики так решили, областной департамент с ними согласился, а городскому акимату вроде как осталось констатировать свершившийся факт.
Депутаты считали такое положение вещей недопустимым в принципе, поэтому и требовали передать в городской акимат все полномочия касающиеся городского транспорта.
Дело осталось за областным акимом, который и не замедлил проявить свою позицию. На областном активе, состоявшемся в первых числах июля, руководитель области полностью взял сторону городского акимата.
Кроме того, выяснилось, что требования городского маслихата по сути были выполнены еще за две недели до того, как они возникли. Еще 19 июня в областном акимате было принято решение передать все полномочия в работе с транспортом соответствующим службам горакимата. Так что проблема видимо вообще возникла лишь из-за известной доли бюрократической волокиты.
Тут, правда, возникает один вопрос. Дело в том, что областной департамент утвердил повышение тарифов 12 июня. И лишь спустя неделю этими полномочиями стал обладать городской акимат. Так что в принципе повышение тарифов имело силу. Но в то же время, получившему власть городскому акимату теперь также не составляло никакого труда, вынести свое решение. Что незамедлительно и было исполнено.
1 июля рядовые шымкентцы, пользующиеся общественным транспортом и уже готовые оплачивать проезд по новой цене, были приятно удивлены тем, что тариф остался прежним. Таким образом, их чаяния воплотились в реальность даже еще быстрее, чем о нем успели официально сообщить. Вряд ли кто-нибудь в Шымкенте остался этим недоволен, кроме, естественно, самих перевозчиков.
Однако уже в июле ситуация резко изменилась. Произошло-таки повышение цен на бензин. Причем если в конце июня прогнозировался рост на 2-4 тенге, то уже к 7 числу бензин марки АИ-92 подорожал до 8-10 тенге. Аналогично подорожало и дизтопливо.
Примечательно, но причины подорожания все заинтересованные и участвующие стороны — от владельцев автозаправочных станций, представителей шымкентского нефтеперерабатывающего завода — главного поставщика бензина и ГСМ в область, а также официальные власти, объясняют по-разному, либо не объясняют вообще. Главное, что даже обещаний сбить цены (как это было в октябре минувшего года) пока никто не давал. И, увы, новую цену на бензин в лучшем случае, видимо, следует считать уже окончательно установившейся, а в худшем возможен и ее последующий рост.
Так что у пассажироперевозчиков есть все основания вернуться к теме пересмотра тарифов, и теперь уже с фактом подорожания топлива не поспоришь.
А городскому акимату предстоит найти способы удержать стоимость проезда в прежних рамках.