Болат оказался патологическим ревнивцем, ему не нравилось даже то, что на Гульнар просто смотрели, не говоря уже о том, если она с кем-нибудь разговаривала.
Часто щипал под столом жену, показывая, что его не устраивает, как она себя ведет. А дома начинался настоящий ад.
Сначала муж в оскорбительной форме высказывал претензии, а потом начал жестоко избивать. Его не останавливали даже мольбы и слезы детей, которые всегда заступались за маму. Гульнар терпела издевательства, пряча синяки от родственников и коллег, и почти перестала ходить в гости. Но ревнивый муж все равно находил повод придраться, рисуя в голове картины несуществующих измен. После очередного избиения ей не оставалось ничего другого, как сбежать с детьми от ревнивца в приют и начать бракоразводный процесс.
– Бывает, что со стороны такая семья вроде бы выглядит благополучной: дети ухожены, дома порядок. Но ведь никто не знает, что на самом деле творится между мужем и женой. В одном из случаев на жену-домохозяйку муж постоянно оказывал психологическое и физическое давление. Мог придраться абсолютно к любой мелочи: “Чайник не вскипятила, ужин не готов к моему приходу”. Или поводом могло стать просто его плохое настроение. Когда женщина попала к нам, у нее были такие побои, что пришлось провести судмедэкспертизу и обратиться в суд, – рассказывает директор кризисного центра для жертв бытового насилия “Малика” Динара КАРАБАЛИНА.
По ее словам, зачастую мужья поднимают руку на жен в состоянии опьянения.
– К нам недавно поступила женщина, у которой пятеро детей, ее на протяжении многих лет избивал муж. Она терпела регулярные побои и издевательства, но никуда не обращалась – боялась. Однажды он пьяный сжег документы ее и детей, а потом избил и выгнал их ночью на улицу. Бумаги пришлось восстанавливать. Были случаи, когда мужчины избивали беременных жен.
Среди жертв были также выпускницы детских домов, которые не нашли общий язык с родственниками мужа.
Не всегда в роли агрессоров выступают главы семей. Есть факты, когда женщину избивала свекровь или пожилую мать избивал сын, – рассказывает Динара Карабалина.
– Если женщина никуда не обращается за помощью, может ли это провоцировать повторные избиения?
– Если женщина никому об этом не говорит, это ни к чему хорошему не приведет. Существует реальная опасность для нее и детей. Дети в этом случае получают также психологические травмы. Бывают случаи, когда мужчина, чтобы скрыть побои, не выпускает жену из дома. В этом случае нужно продумать план, как вырваться из заточения. Для этого надо рассказать о ситуации знакомым, родственникам, соседям либо обратиться в центры для жертв бытового насилия. В Актобе, например, можно позвонить на телефон доверия 729-721 или по телефону 8 (707) 986-34-60. Заранее приготовить необходимые вещи, узнать адреса приютов. Иногда женщины не хотят обращаться в полицию, потому что надеются сохранить семью или находятся в финансовой зависимости от мужей. Нередко в дальнейшем они прощают своих обидчиков, – объясняют в центре. "Это фотошоп": муж жестоко убил жену в Шымкенте и инсценировал самоубийство
Кстати
С начала года в кризисный центр для жертв бытового насилия “Малика” обратились 72 человека, не считая разовых консультаций. Обратившимся оказывают психологическую помощь. Женщинам предоставляется кров на полгода. Оказывают помощь в оформлении пособий, декретных выплат, трудоустройстве, содействие в устройстве детей в школу, детский сад.
В полиции подтверждают актуальность проблемы. По данным стражей порядка, за 8 месяцев в области отмечается рост уголовных правонарушений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений. Здесь отмечают, что по большей части семейные войны начинаются на почве злоупотребления спиртным. Поэтому борьба с теми, кто пристрастился к зеленому змию, ведется постоянно.
В областном специализированном лечебно-профилактическом предприятии (СЛПП), куда после заявлений жен по решению суда попадают семейные дебоширы, признаются, что пустых коек здесь не бывает.
По информации директора СЛПП Кыдырбека АБИШЕВА, учреждение всегда переполнено, например, сейчас при норме 130 мест на лечении находится 145 пациентов. 80 процентов из них – это как раз те, кто после того, как примут на грудь, начинают издеваться над близкими. Среди подопечных есть и семидесятилетние старцы, которых, к сожалению, почтенными не назовешь, и весьма молодые мужчины.
Несмотря на причиненную боль, жены их не бросают. Они исправно навещают своих мучителей и верят их обещаниям взяться за ум. Однако далеко не всем это удается. По словам сотрудников центра, больше половины из них даже после лечения, которое длится от шести месяцев до трех лет, через какое-то время попадают в учреждение вновь.
– Откуда в домашних тиранах столько агрессии? – спрашиваю у психолога СЛПП Марал ШИЛМАХАНОВОЙ.
– Изначально имеет место детская травма. Когда-то такие люди недополучили тепла и любви. Допустим, родители были эмоционально глухи к их нуждам, сказалась нехватка ласки. В школьные годы, возможно, кто-то ущемлял их человеческое достоинство. В дальнейшем всё это переросло в комплексы, скопилось внутри комом и теперь в такой форме проявляется. Человек со временем начинает деградировать. Агрессия усиливается на почве алкоголизма. Катализаторами такого агрессивного состояния часто становятся финансовые проблемы, отсутствие работы, другие семейные неурядицы. На этом фоне происходят вспышки агрессии. Нередко алкоголизм бывает наследственным: такой же образ жизни вели родители.
– А почему женщины годами терпят истязания? Чем объяснить их поведение?
– Действительно, некоторые женщины боятся огласки, пытаются скрыть эти факты. Это в какой-то степени мазохизм. Им как будто нравится, когда их мучают. Также имеют место детские комплексы. Хотя, наоборот, с такой бедой нужно обращаться к людям, пойти за помощью к специалистам. Если этого не сделать, начинает усиливаться депрессивное состояние, люди ходят внутренне сжатые. К тому же это может закончиться печально. У нас был случай, когда дело дошло до того, что муж во время одной из семейных ссор в порыве агрессии плеснул кипятком на свою супругу, и она получила до 70 процентов ожога тела. Вот до чего можно дотерпеть…
Психологи сходятся во мнении, что чаще жертвами домашнего насилия становятся женщины с заниженной самооценкой.
Подсознательно они себя крайне низко ценят и сами выбирают таких мужей. Подобное отношение к себе закладывается в детстве, поэтому искать истоки такого поведения нужно в детско-родительских отношениях. Казахстанцы продают жен в рабство и сдают в аренду для суррогатного материнства
Существует даже определенный термин, который характеризует такой тип поведения – это так называемый бытовой стокгольмский синдром. Речь идет о представительницах слабого пола, которые постоянно находятся в позиции жертвы.
Такие женщины уверены, что лучшей доли они не заслуживают, глубоко убеждены, что их участь – быть смиренными и терпеть агрессию мужа.
Как правило, в детстве их родители были либо чрезмерно критичны, даже когда ребенок хотел им угодить, либо уделяли ему мало внимания.
Поведение таких жертв иногда шокирует. Истории известно немало фактов, когда заложники закрывали своим телом преступников от пуль и даже сбегали вместе с ними. В семейных взаимоотношениях стокгольмский синдром сводится к тому, что женщина оправдывает поведение мужа, считая себя виноватой в его агрессии, и тщательно скрывает от окружающих выходки домашнего тирана. Впрочем, из этого состояния можно выйти, если, например, заняться саморазвитием или обратиться за помощью к специалистам, начав работу над собой.
АКТОБЕ