Обзор рынка нефтепродуктов - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+19 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Обзор рынка нефтепродуктов

Обзор рынка нефтепродуктов

На розничном рынке нефтепродуктов Казахстана в ближайшее время, вероятно, укрепят свои позиции национальная и российская компании.

  • 18 Июня 2010
  • 12288
Фото - Caravan.kz

Внутренний рынок ГСМ в последнее время больше не лихорадит. Правительству удалось-таки зафиксировать цены на нефтепродукты.
В феврале этого года был принят новый Закон «О госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», направленный на реализацию поручений главы государства в части стабилизации цен на местном рынке.
Отныне Министерство нефти и газа будет иметь возможность устанавливать предельные цены на социально значимые виды ГСМ. Фокус деятельности АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» (ТД КМГ), дочерней компании национального холдинга «КазМунайГаз», сместился с чисто торговых операций с нефтью к переработке и маркетингу нефти и нефтепродуктов с преобладанием задач по обеспечению внутреннего рынка страны качественными ГСМ. А приход российского поставщика нефтепродуктов ликвидирует посредническую сеть, заметно снизив стоимость.
Часть I. Государственное регулирование рынка ГСМ
«Автомобиль — это средство передвижения, а бензин — роскошь».
— Почему цена нефти в мире падает, а цена бензина растет?
— Видимо, дорожает то, чем бензин разбавляют.

Министерство нефти и газа ожидает, что принятие Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» позволит решить сразу несколько задач, направленных на стабилизацию внутреннего рынка ГСМ.
В частности, разграничиваются функции уполномоченных органов, а значит, упорядочивается система госуправления в данной области. Теперь будет применяться механизм регулирования розничных цен на нефтепродукты, имеющие важное социальное значение, а также оказывающие существенное влияние на экономику страны.
В этой связи были предусмотрены поправки в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Также новый закон запретил оптовую реализацию нефтепродуктов между поставщиками и установил квалификационные требования по доступу на рынок опта. При этом вводится процедура аккредитации. Данное положение позволит «убрать» посреднические структуры, негативно влияющие на развитие конкуренции.
Кроме того, принятие документа позволило решить вопросы обеспечения равного и недискриминационного доступа поставщиков нефти на нефтеперерабатывающие заводы, обеспечить гарантированные поставки нефтепродуктов, полученных в результате переработки на отечественных НПЗ, в регионы страны. Новые нормы, касающиеся утверждения инвестиционных программ на нефтеперерабатывающих заводах, в соответствии с ожиданиями МНГ, должны стать стимулом для производителей нефтепродуктов к осуществлению модернизации технологических установок. Это, в конечном итоге, как планируется, в полном объеме удовлетворит внутренний рынок по всем видам нефтепродуктов за счет собственных мощностей, с доведением их качества до лучших мировых стандартов. Государство намеревается в рамках закона осуществлять мониторинг производства и оборота нефтепродуктов с начала поставки нефти на НПЗ до реализации конечным потребителям, что позволит оперативно реагировать на запросы всех регионов республики.
В соответствии с поручением главы государства, данного правительству 13 ноября 2009 года, министерством была создана Рабочая группа по вопросу обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов и механизму ценообразования на ГСМ с участием представителей заинтересованных государственных органов, акиматов, а также основных ресурсодержателей нефтепродуктов. Как сообщили Панораме в Миннефтегаза, данная рабочая группа, начиная с декабря 2009 года и по настоящее время, ежемесячно проводит совещания, на которых рассматривает вопросы гарантированного обеспечения потребителей страны основными видами нефтепродуктов по приемлемым ценам. Так, по итогам прошлогоднего декабрьского совещания, решено было установить на внутреннем рынке цену на бензин марок Аи-92/93 в размере не более Т82 за 1 литр, Аи-80 — не более Т62, на дизельное топливо (межсезонное) — не более Т67, а на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей — Т62 соответственно.
Во многом благодаря этому государственному вмешательству весенне-полевой сезон для сельчан, да и просто автолюбителей прошел довольно спокойно, без свойственного этому времени года скачкообразному характеру изменения цен на нефтепродукты. Правительство еще с принятием законодательных инициатив обещало, что изменения эти, если и будут происходить, то весьма плавно, и при этом исключат попытки создать искусственный дефицит ГСМ в отдельных регионах. В общем этого удалось добиться.
В МНГ констатировали, что с февраля по апрель 2010 года цены на нефтепродукты оставались на одном уровне. В связи с повышением цен на нефть на мировом рынке и в приграничных государствах, протоколом совещания Рабочей группы от 19 апреля 2010 года цены на нефтепродукты, предварительно согласованные с АЗК и АРЕМ, в мае были установлены на уровне не выше Т84 за 1 литр на бензин марок Аи-92/93, Т64 — на Аи-80, Т69 — на дизельное топливо (межсезонное), и Т62 — на дизтопливо у конечного потребителя для сельхозтоваропроизводителей.
Так, служба внешних связей и информации ТД КМГ сообщила на этой неделе, что в соответствии с протоколом расширенного совещания Рабочей группы в период проведения весенне-полевых работ 2010 года основным ресурсодержателям нефти и нефтепродуктов было поручено обеспечение поставки 339 700 тонн дизельного топлива в адрес казахстанских сельхозтоваропроизводителей. На долю поставок АО «Торговый Дом «КазМунайГаз» пришлось 187 009 тонн дизтоплива, что составило 56,6% от общего объема. По сведению компании, цена реализации дизельного топлива, отпускаемого в адрес операторов акиматов областей, составила Т55 за 1 литр на условиях станции назначения, а конечная цена для сельхозтоваропроизводителей, как и поручалось, не больше Т62.
Как отметили в ТД КМГ, исполнение компанией обязательств по поставкам оплаченных объемов дизельного топлива в адрес операторов акиматов областей на сегодняшний день составляет 97,2% (по Атырауской и Актюбинской областям — 100%). Из общего объема поставок дизтоплива отгрузка нефтепродуктов производства ТОО «Атырауский НПЗ» составляет 84,8 тыс. тонн, АО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ) — 102,2 тыс. тонн.
Министерство нефти и газа затруднилось дать ответы на вопросы Панорамы о том, каков официальный прогноз дальнейшего развития ситуации на внутреннем рынке ГСМ и насколько вообще государству будет сложно удерживать эти цены в обозримом будущем.
Как бы то ни было, заявили в ТД КМГ, уже сейчас компания осуществляет мероприятия по организации взаимодействия между ответственными государственными органами и основными ресурсодержателями нефтепродуктов по подготовке к уборочным работам 2010 года с учетом недоработок, выявленных в результате проведения поставок дизельного топлива в период весенне-полевых работ.
По данным Агентства по статистике, три нефтеперерабатывающих завода Казахстана — Павлодарский, Атырауский и Шымкентский, контролируемые государством, в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличили производство бензина на 38,8% — до 810 тыс. тонн. В январе-апреле 2010 года против такого же периода 2009 года объем производства бензинов вырос на 35,3% до 1,1 млн тонн. При этом, согласно информации статагентства, только в марте текущего года цены на экспортируемые Казахстаном нефтепродукты поднялись на 4,6%.
По данным Миннефтегаза, в соответствии с производственной программой, в 2010 году на трех отечественных НПЗ планируется переработать около 12,7 млн тонн сырой нефти, что на 7% больше фактических показателей 2009 года. В частности, на Атырауском НПЗ объем переработки нефти составит 4,1 млн тонн, на Шымкентском — 4,1 млн тонн, а на Павлодарском — 4,5 млн тонн.
Часть II. Национальная доминанта?
«Наша культура держится на кофе и бензине, причем первый по вкусу часто напоминает второй». (Эдвард Эбби)
Говорят, что причиной невысоких показателей государственного участия в снабжении внутреннего рынка ГСМ является небольшая доля розничной сети АЗС «КазМунайГаза» — порядка 260 из около 4 тыс. автозаправок, действующих в стране. Что мешает нацкомпании расширить собственную сеть АЗС внутри республики? Ставятся ли в настоящее время такие задачи? Соответствующие вопросы Панорама адресовала Министерству нефти и газа и самому КМГ.
В департаменте по связям с общественностью нацхолдинга отметили, что на сегодняшний день он владеет 100% Атырауского НПЗ и Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ), а также 50% Шымкентского НПЗ, таким образом, его доля на рынке нефтепереработки Казахстана составляет почти 85%. Вместе с тем в обеспечении рынка нефтепродуктами доля «КазМунайГаза» гораздо скромнее. Согласно информации департамента, по итогам 2009 года, на нацкомпанию пришелся только 21% удовлетворения потребностей рынка, включая поставки мазута и топлива для сельхозтоваропроизводителей. При этом в обеспечении бензином марок Аи-92 и Аи-95 ее доля составила 6% и 5% соответственно. Причина столь слабого участия КМГ в обеспечении внутреннего рынка, по его мнению, заключается как раз в обладании небольшой доли АЗС — примерно 10,8% от общего количества.
В настоящее время АО НК «КазМунайГаз» уделяет большое внимание расширению и развитию своей сети АЗС путем приобретения уже действующих сетей и собственного строительства. Есть инвестиционные программы, и, по мере их выполнения, компания будет наращивать свое присутствие на розничном рынке. В департаменте по связям с общественностью нацхолдинга подтвердили, что развитие розничной сети АЗС является «одним из стратегически важных и социально значимых проектов» КМГ на 2006-2010 годы. Согласно его данным, всего по проекту с 2006 по 2010 годы включительно запланирован ввод в строй 266 автозаправочных станций. В 2009 году было завершено возведение трех и реконструкция еще трех АЗС. В ближайшее время все эти шесть объектов будут сданы в эксплуатацию. По информации департамента, на 2010 год запланировано строительство 21 и реконструкция 20 станций. К 2012 году, с учетом выполнения вышеуказанных проектов, розничная сеть «КазМунайГаза» будет состоять из 313 АЗС (Миннефтегаза приводит другую цифру — 316), 6 нефтебаз, 6 АГЗС, 1 АГНКС и 3 придорожных комплексов. Развитие сети АЗС планируется как путем приобретения, так и строительства и франчайзинга, сказали в компании. В МНГ добавили, что при этом рассматриваются различные варианты покупки действующих автозаправочных сетей.
Отвечая на вопрос Панорамы о том, не вызовет ли подобная доминанта национального холдинга протесты со стороны других участников рынка, в «КазМунайГазе» заявили, что сегодня розничный рынок АЗС является конкурентной средой, и увеличение числа АЗС до более чем 300 к 2012 году не окажет существенного влияниями на конкурентов в лице частных компаний, представленных на местном рынке. С другой стороны, с целью более полного обеспечения внутреннего рынка в нефтепродуктах, КМГ поставил перед собой ряд конкретных задач, к которым относятся не только увеличение количества АЗС, но и повышение объемов продаж нефтепродуктов, развитие сети реализации битумов и сжиженного газа, улучшение качества услуг.
«Увеличение доли рынка — это нормальное стремление любого предприятия, исходя из законов рыночной экономики. Мы не думаем, что расширение сети АЗС вызовет протесты со стороны действующих компаний. У нас в республике есть еще регионы, которые не представляют коммерческий интерес для частных инвесторов. Это отдаленные районные центры, труднодоступные районы и населенные пункты с малым количеством населения. Этот социально направленный вид деятельности должна развивать национальная компания», — сказали, в свою очередь, в Министерстве нефти и газа.
Для выполнения указанных целей протокольным решением совещания у председателя совета директоров АО НК «КазМунайГаз» было поручено оптимизировать структуру управления ТД КМГ и выработать новую стратегию развития этой компании. Напомним, ее создание в 2002 году было связано с организацией и проведением транспортных и торговых операций с нефтью и продуктами ее переработки на территории РК и за рубежом. Но с приобретением 80% нефтеперерабатывающих активов Казахстана, цели и задачи, стоящие перед ТД КМГ, стали масштабнее и теперь охватывают все аспекты деятельности сектора переработки и маркетинга нефти группы «КазМунайГаз».
Как отметили в департаменте по связям с общественностью КМГ, была подготовлена и презентована концепция дальнейшего развития в секторе «даунстрим», предусматривающая преобразование ТД КМГ в «КазМунайГаз — Переработка и Маркетинг». Новое видение — достичь уровня высокоэффективной управляющей компании, обеспечивающей переработку и маркетинг 100% нефти, контролируемой государством. В рамках реализации концепции в настоящее время ведется детальная проработка обозначенных целей и задач. Результатом проведенной работы станет Стратегия развития АО «КазМунайГаз — Переработка и Маркетинг», в которой будут определены не только цели и задачи, но и измеримые планируемые показатели деятельности новой структуры.
Об основных ее целях можно говорить уже сегодня. Так, по информации департамента, приоритетом номер один будет являться обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. Вместе с тем для этого недостаточно только увеличить сеть продаж — важно предоставить казахстанским покупателям высококачественные продукты, соответствующие новым экологическим требованиям и стандартам Евро. Поэтому следующей стратегической целью является модернизация нефтеперерабатывающих мощностей РК.
В части маркетинга нефти и нефтепродуктов на мировых рынках ТД КМГ намерен сконцентрировать усилия на максимизации доходности от экспортных операций. Имея разветвленную зарубежную сеть продаж, «Торговый Дом «КазМунайГаз», а ныне «КазМунайГаз» — Переработка и Маркетинг», будет стремиться делать все возможное, чтобы Казахстан получал максимальную выручку от реализации нефти. Для того, чтобы извлекать максимальную выгоду от экспортных операций, компания намерена не только увеличивать объем продаж, но и удлинить их цепочку за счет перехода на CIF-контракты и развития бизнеса по перевалке и хранению нефти и нефтепродуктов в портах и терминалах. Четвертым приоритетом является развитие транспортной логистики. Сегодня видно, что неразвитость сферы перевозок нефтепродуктов является одним из наиболее «узких мест» в обеспечении внутреннего рынка ГСМ.
В соответствии с ожиданием «КазМунайГаза», развитие сферы перевозок нефтепродуктов позволит не только разрешить проблемы с логистикой от заводов до АЗС, но и создаст для ТД КМГ новые точки развития. При этом здесь нацкомпания намерена идти по пути создания совместных предприятий с компаниями-перевозчиками. Приоритетами в решении данной задачи будут максимальная экономическая эффективность и создание нескольких альтернативных вариантов маршрутов.
Часть III. Российский бензин без посредников
«Бензин ваш — идеи наши». ( «Золотой теленок»)
Агентство по защите конкуренции 31 мая 2010 года на заседании правления разрешило ТОО «Газпром нефть — Казахстан» (дочерняя компания крупного российского нефтяного холдинга ОАО «Газпром нефть»), осуществляющему оптовую и мелкооптовую реализацию нефтепродуктов производства Омского нефтеперерабатывающего завода (РФ), приобрести на территории Казахстана 23 АЗС и 6 земельных участков для строительства и обслуживания автозаправочных станций. Принятое решение позволит снизить цены на реализуемые ТОО «Газпром нефть — Казахстан» российские нефтепродукты, исключив при этом посредников в цепи их реализации. Обнадеживающая новость для рынка, учитывая, что сегодня внутренние цены по-прежнему напрямую зависят от российского импорта, формирующего 40% объема продаж высокооктанового бензина в Казахстане.
ОАО «Газпром нефть» развернуться на казахстанском нефтепродуктовом рынке желает уже довольно давно. В июне 2007 года учредило сбытовое предприятие «Газпром нефть — Казахстан», 100% в уставном капитале которого принадлежит зарегистрированному на территории Кыргызстана ООО «Газпром нефть Азия». Имевшая на тот момент договоры с 11 нефтебазами, через которые реализуются нефтепродукты Омского НПЗ, «Газпром нефть — Казахстан» уже тогда не скрывала своих планов по строительству в нашей республике сети АЗС. Выбор региона для создания новых предприятий с самого начала был обусловлен территориальной близостью Казахстана к основному нефтеперерабатывающему активу «Газпром нефти» — Омскому НПЗ, а также бурным развитием местного рынка нефтепродуктов.
Уже летом 2008 года российская компания заявила о ведущихся переговорах по покупке выставленной на продажу 49%-ной доли в нефтедобывающем «Мангистаумунайгазе» (ММГ), в составе которой работал Павлодарский нефтехимический завод. На самом деле интерес для «Газпром нефти» представлял именно НПЗ — самый «молодой» из трех действующих на территории Казахстана, исторически завязанный именно на переработке сибирской нефти и связанный трубопроводом с Омским НПЗ. Несмотря на то, что никаких договоренностей на этот счет тогда еще не было достигнуто и существовала лишь заинтересованность в покупке указанного пакета, «Газпром нефть» развернула в казахстанских и российских СМИ бурную пиар-кампанию. Аналитики наперебой говорили тогда, что ее намерение приобрести казахстанский актив логично вписывается в стратегию экспансии за рубеж и наращивания нефтедобычи и переработки. На руку «Газпром нефти» играла текущая ситуация на финансовых рынках, создававшая благоприятные условия для стратегических покупок, в том числе на казахстанском рынке.
Разочарование постигло «Газпром нефть» 4 сентября 2008 года. Тогда, после встречи ее президента Александра Дюкова с Премьер-Министром РК Каримом Масимовым стало ясно, что россиянам отказано. Казахстан, судя по всему, долго колебался, выбирая наиболее выгодные предложения в отношении ММГ. В итоге, как мы знаем, предпочтение было отдано Китаю. При этом лакомый для российской компании Павлодарский НХЗ перед совершением сделки с китайцами был выведен из состава ММГ. Эксперты говорили о том, что «Газпром нефть», географически близкая и имеющая перерабатывающие активы в России, проиграла из-за того, что, получив доступ к Павлодарскому нефтеперернабатывающему предприятию, способна была достичь нежелательной для Казахстана концентрации на рынке ГСМ.
В августе прошлого года «КазМунайГаз» через свою «дочку» АО «ТД КМГ» приобрел 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Refinery Company RT» — собственнике имущественного комплекса и владельце 58% акций АО «Павлодарский НХЗ». Владельцем остальных 42% являлся Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, но позже этот пакет был передан в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Прошлой осенью глава «КазМунайГаза» не исключил возможность продажи принадлежащей нацхолдингу части акций Павлодарского НХЗ российской компании в обмен на обеспечение бесперебойных поставок сырья на это предприятие для переработки или получение нефтяного актива в Российской Федерации. «Мы заинтересованы проводить переговоры с российскими компаниями. В том числе не исключаем возможность передачи части доли в обмен на поставки нефти на данный завод в целях обеспечения бесперебойной поставки нефти и его экономической эффективности», — сказал тогда Панораме президент КМГ Кайргельды Кабылдин.
На сей раз в департаменте по связям с общественностью нацкомпании, отвечая на вопрос о том, ведутся ли в данный момент переговоры по этому поводу с российской стороной, подтвердили, что таковые имеют место, «но говорить о каких-то итогах пока рано». В то же время в «КазМунайГазе» сказали, что не ведут никаких переговоров на данную тему с ТНК-ВР, заявившей в этом году о готовности рассмотреть возможность приобретения перерабатывающих активов в зоне Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. (Именно в силу действия Таможенного союза между Россией и Казахстаном любая российская компания, которую Астана предпочтет видеть в качестве партнера по Павлодарскому НХЗ, сможет избежать экспортных пошлин при перекачке нефти для переработки на этом предприятии).
Согласно отчетности, АО «Павлодарский нефтехимический завод» в первом квартале текущего года получило чистую прибыль в размере Т926 млн 797 тыс. Его валовой доход составил Т1 млрд 423 млн 752 тыс., а объем продаж — Т5 млрд 457 млн 295 тыс.
Что касается вопроса модернизации завода в Павлодаре, он давно решен. В соответствии с соглашением, подписанным в ноябре 2009 года между АО НК «КазМунайГаз» и итальянской Eni S.p.A. о сотрудничестве в отношении определенных проектов нефтегазовой разведки и объектов промышленной инфраструктуры в РК, проводятся работы по разработке ТЭО проекта модернизации. В соответствии с пунктом 5 «Об оказании поддержки компанией Eni S.p.A. в инвестировании в нефтеперерабатывающие заводы Казахстана (финансирование и/или реализация проекта)», предусмотрено проведение комплекса мероприятий по осуществлению инвестирования в Павлодарский НХЗ.
Правда, в связи с договором о конфиденциальности касательно ТЭО по инвестированию, подробности сделки нацкомпания пока не разглашает. По информации «КазМунайГаза», в настоящее время утвержден рабочий план для разработки ТЭО проекта модернизации, генеральный план и график работ, а также подписан протокол о создании совместной Рабочей группы по инвестированию в завод из числа представителей нацкомпании и Eni. Кроме того, сейчас ведется комплекс мероприятий по детальному изучению состояния АО «Павлодарский НХЗ» в целях выявления узких мест предприятия и выработки предложений для его технического развития. В департаменте сообщили, что бюджет ТЭО модернизации Павлодарского НХЗ оценивается предварительно в $1,5 млн. По-видимому, кредитное финансирование именно в таком объеме будет организовано со стороны Eni.
В нацхолдинге утверждают, что ТЭО проекта намечается завершить в третьем квартале 2010 года. После этого планируется, что Рабочая группа, ориентировочно в четвертом квартале текущего года, представит отчет об оценке, на основании которого будет принято решение о дальнейшей реализации проекта. «К началу ноября 2010 года будет завершена разработка ТЭО, после чего совместная Рабочая группа подготовит отчет по оценке и рекомендации по дальнейшему способу реализации проекта и представит их в совместный комитет по управлению (СКУ, созданный в рамках вышеупомянутого Соглашения о сотрудничестве), который согласует объем работ на следующий этап. Принятие окончательного решения по дальнейшему инвестированию в проект и переходу к этапу разработки ПСД запланировано на конец года», — сказали в «КазМунайГазе».
Ожидаемый эффект от осуществления проекта модернизации завода нацкомпания демонстрирует при помощи цифр. Мощность предприятия увеличится с 5 млн до 6 млн тонн сырой нефти в год. Объем производства бензинов возрастет с 1 327 тыс. до 2 200 тыс. тонн, авиатоплива — с 150 тыс. до 200 тыс. тонн, дизельного топлива — с 1 287 тыс. до 2 300 тыс. тонн, битума — с 200 тыс. до 250 тыс. тонн в год.
По информации самого Павлодарского НХЗ, в 2010 году изменится структура выпускаемой на нем продукции. В частности, на 30% сократится выпуск низкооктанового 80-го бензина, взамен чего будет налажено производство высокооктановых бензинов — 95-го и 96-го. Выпуск дизтоплива планируется сохранить на прежнем объеме, а производство керосина, как ожидается, будет увеличено в 2,5 раза — до почти 160 тыс. тонн. Кроме того, в текущем году в сравнении с предыдущим годом предприятие планирует существенно увеличить выдачу битума — до 200 тыс. тонн с 74 тыс. тонн соответственно. При этом после модернизации глубина переработки нефти повысится с 76% до 90%, а качество нефтепродуктов улучшится до стандарта Евро-4.
В целом, как ранее заявлял «КазМунайГаз», стоимость проектов реконструкции всех трех отечественных НПЗ может составить порядка $4 млрд.
Реконструкция Атырауского НПЗ, которую планируется реализовать в 2009-2013 годах, предусматривает два этапа — строительство комплекса ароматических углеводородов и комплекса глубокой переработки нефти. Оценочная стоимость первого проекта, который будет реализован совместно с китайской Sinopec Engineering, составляет $1,06 млрд. В октябре 2009 года с ней был подписан договор о возведении объекта на условиях «под ключ». Предварительная оценка стоимости второго проекта достигает $1,1 млрд.
Стоимость реконструкции Шымкентского НПЗ, ТЭО которого уже разработано, равняется около $1 млрд. Финансирование для данного проекта предоставят акционеры — Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC и «КазМунайГаз». В 2009 году на этом предприятии были проведены работы в рамках программы модернизации, в частности, выполнены маркетинговые исследования нефти и рынка нефтепродуктов. В результате модернизации на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе планируется увеличить глубину переработки нефти, улучшить качество производимой продукции с доведением до требований стандарта Евро-3 (предусмотрена реконструкция действующих установок и строительство новых), расширение ассортимента продукции за счет высокоценных продуктов нефтехимии (полипропилен и бензол), увеличение мощности по переработке нефти и снижение влияния переработки на экологию Южно-Казахстанской области.
К слову, для внедрения в Казахстане международных технических и экологических стандартов Евро постановлением правительства от 29 декабря 2007 года №1372 был утвержден Технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории республики. Документ предусматривает поэтапное введение экологических стандартов Евро. В отношении автотранспортных средств экологический этап Евро-2 уже начал действовать с 15 июля 2009 года. Евро-3 стартует с 1 января 2011 года, Евро-4 — с 1 января 2014 года. Относительно топлива стандарт Евро-2 введен 1 января 2010 года, Евро-3 получит применение с 1 января 2014 года, а Евро-4 — с 1 января 2016 года.
Послесловие
Несмотря на предпринимаемые сегодня меры, Казахстану еще предстоит сделать немало шагов для дальнейшего стабильного обеспечения потребностей внутреннего рынка в качественных нефтепродуктах.
Одновременно с наведением порядка на местном рынке нефтепереработки государство и национальная компания будет решать вопрос развития нефтехимического производства в республике, тесно связанного с нефте- и газопереработкой. Но это уже другая тема для разговора.

Обзор подготовила Елена Бутырина, деловой еженедельник «Панорама» (№23, от 18 июня 2010г.)