Офицеры и контрактники порой вынуждены за свой счет (!) заниматься ее подгонкой, а то и на собственные деньги заказывать в нормальных ателье.
На вопросы “КАРАВАНА” об обеспечении военнослужащих казахстанской армии обмундированием и продовольствием министр обороны генерал-лейтенант Нурлан ЕРМЕКБАЕВ поручил ответить лично начальнику тыла и вооружения ВС РК полковнику Асылбеку САТВАЛДИНОВУ. Чтобы потом уже ни у кого из наших читателей не возникало “личных и лишних вопросов”.
С тыльной стороны
– Система обеспечения вещевым имуществом напрямую зависит от степени развития экономики государства, проводимых реформ в обществе и предъявляемых современных требований. В соответствии с действующим законодательством пошив для нужд Вооруженных сил производится в рамках государственного оборонного заказа отечественными (!) товаропроизводителями, – пытается убеждать Асылбек Сатвалдинов. – При разработке формы одежды министерством обороны проводился скрупулезный анализ образцов прошлых лет, изучалось богатое наследие нашего народа, технологические решения и передовой опыт зарубежных стран, а также учитывались климатические условия Казахстана. Поэтому дизайнеры в результате совместной работы с казахстанским кутюрье Куралай Нуркадиловой регулярно совершенствуют военную форму, используют новейшие технологии производства, разрабатывают универсальные комплекты и испытывают новые образцы.
– Насколько я помню, существенным изменениям обмундирование подвергалось трижды: в 1999, 2006 и 2011 годах. Но если в 1999 году был изменен лишь цвет, то с 2006 года менялись и дизайн, и погоны с шевронами. Дорогое удовольствие – полностью ее менять, год от года привлекая известных кутюрье.
– Ввиду того, что на современном этапе очень быстро меняются условия как повседневной деятельности войск, так и выполнения боевых задач, обмундирование тоже требует изменений. Реагируя на веяния времени, форма, введенная почти 10 лет назад, вскоре станет устаревшей как в отношении дизайна, так и по функциональности. Соответственно, если сейчас возникнет необходимость изменений, будет меняться и указ.
– Кому из производителей отдаете предпочтение?
– Не могу говорить за другие силовые органы, но министерство обороны, закупая до 96 процентов необходимого имущества посредством государственного оборонного заказа, отдает предпочтение исключительно товарам отечественного производителя. К слову, остальные 4 процента организуются через государственные закупки на конкурсной основе среди казахстанских обществ людей с ограниченными возможностями. В связи с этим при составлении технических спецификаций на вещевое имущество необходимо учитывать фактические и потенциальные возможности нашей легкой промышленности, ее технологичность и производственные мощности.
Все эти факторы, к сожалению, не всегда говорят в пользу продукции наивысшего качества. В Казахстане пока не могут произвести высококачественную ткань на ежегодно закупаемое полевое обмундирование. Некоторые попытки максимально локализовать производство, то есть производить обмундирование только из казахстанского сырья (!), приводили к изготовлению низкокачественного обмундирования. Говорю об этом честно, чтобы ни у кого не возникало иллюзий. Всё должно быть предельно честно и достоверно.
– Асылбек Ермекович, можете привести конкретные примеры?
– Конечно. В конце 2019 года была закуплена опытная партия полевых костюмов для разведывательных подразделений из ткани, изготовленной отечественным поставщиком ТОО “Azala Textile”. В настоящее время из войск приходят негативные отзывы о ее качестве. Тем не менее контроль качества изготовляемого имущества ведется на постоянной основе. Также проводится рекламационная и претензионно-исковая работа, по результатам чего недобросовестные производители привлекаются к ответственности.
– Каковы сроки носки этой формы? И какие выплаты предусмотрены в счет компенсации?
– Нормативы по срокам носки отличаются в зависимости от регионов, специальности и условий прохождения службы. К примеру, зимние предметы формы одежды в районах с жарким климатом определены более продолжительными сроками носки, в отличие от районов с холодным климатом. И, наоборот, в южных регионах предусмотрены оптимальные сроки носки для летних предметов формы одежды.
Также они могут различаться в зависимости от предназначения органов военного управления, частей и подразделений. К примеру, в стратегических и оперативных частях сроки носки полевой формы одежды выше, а повседневной – ниже, чем в тактических звеньях, что напрямую связано со спецификой выполнения служебных обязанностей, периодичностью и временем нахождения в полевых условиях. В среднем же предметы полевой формы одежды выдаются на 1 год, повседневной – на 2 года, а парадной – на 5 лет.
Ранее законодательство позволяло производить выплаты денежной компенсации взамен положенного к выдаче вещевого имущества, что приводило к нецелевому использованию средств самими военнослужащими, а также к существенным различиям в фасонах и оттенках обмундирования. В настоящее время выплаты денежной компенсации не предусмотрены законодательством Республики Казахстан.
Сапоги или ботинки? Портянки или носки?
– Извечный вопрос: что удобнее – сапоги или ботинки? Портянки или носки?
– Ботинки с высокими берцами давно завоевали популярность в армиях всех стран мира, они более легки и удобны в носке. Даже в Советской армии ботинки с высокими берцами использовались в элитных воздушно-десантных войсках, которым, в отличие от пехоты, в боевой подготовке и боевых действиях требовалась более надежная и удобная обувь.
Ноги в ботинках с высокими берцами, в отличие от сапог, надежно фиксируются шнуровкой, что значительно снижает возможность вывихов. Они удобны при беге и скорой ходьбе, а в случае полного погружения обуви в воду даже выше колена – водонепроницаемы, исключена возможность, что обувь соскользнет с ноги.
В пользу ботинок с высокими берцами говорит даже тот факт, что большинство туристов, охотников предпочитают носить военные и аналогичные им трекинговые и горные ботинки.
Что касается портянок, они до недавнего времени были действительно неизменным атрибутом солдатского обмундирования. Появились они довольно давно: еще в конце I тысячелетия их носили вместе с лаптями, но наибольшую известность им принесла “служба” в армии совместно с сапогами. Портянки морально устарели, давно наступила пора двигаться дальше. К минусам их относится сложность наматывания и несовременность.
Главный плюс в пользу нововведения – скорость и удобство. Несомненно, ношение носков с сапогами значительно ускорит их износ, однако при совместном использовании носков и ботинок с высокими берцами показатель износостойкости значительно возрастает. Что касается якобы лучших показателей гигиеничности и долговечности портянок, согласно нормам снабжения, военнослужащим по призыву выдается 26 пар носков на 6 месяцев. То есть фактически 52 пары на год, а также 12 пар шерстяных носков. Этого вполне хватает, чтобы обеспечить своевременную стирку, обеспечивает износостойкость носков и совместно с зимними ботинками на меху – высокий уровень теплоизоляции ног.
– Господин полковник, знаю, что время от времени командиры выявляют ботинки отечественного производства низкого качества, подвергающиеся быстрому износу.
– Совершенно верно. В 2017 году была выявлена партия ботинок низкого качества, произведенных ТОО “Жетысу”. Однако в результате организованной в войсках рекламационной работы военнослужащие своевременно получили новую обувь.
– Что и как изобретают для увеличения сроков годности ботинок?
– Существует множество новых технологий изготовления как самой обуви, так и материалов для нее. Например, известные производители применяют водонепроницаемую мембрану, структура ткани которой позволяет пропускать сквозь себя меньшие по размеру молекулы пара пота, но не впускать молекулы воды. Надежную обувь можно получить только из качественного сырья. Соответственно, производителю необходимо найти добросовестных поставщиков.
Какое сырье потребуется, зависит от вида производимой обуви.
К сожалению, из-за имеющегося финансирования Вооруженные силы не могут позволить себе приобретать дорогостоящую обувь.
К тому же при приобретении вещевого имущества в рамках государственного оборонного заказа качество ограничено технологическими возможностями отечественных производителей готовой обуви и сырья.
Вместе с тем уже многие годы Вооруженные силы приобретают обувь на основе клеепрошивного или литьевого метода крепления. При ее производстве не использовались гвозди. Это обеспечивает более высокие показатели качества продукции: ее надежность, водонепроницаемость и легкость.
– Что ценнее – плащ-накидки или непромокаемые куртки?
– В настоящее время на обеспечении в Вооруженных силах состоят легкие водооталкивающие плащ-накидки. К их преимуществам относятся: защита от дождя, дополнительная защита от ветра и холода, компактность при складывании и легкость, низкая стоимость и возможность защитить от влаги не только самого военнослужащего, но и оружие, боеприпасы, носимую аппаратуру и различное снаряжение.
Наряду с этим министерством обороны в 2019 году закуплена опытная партия непромокаемых полевых утепленных курток. В начале 2020 года образцы выданы разведывательным частям и подразделениям для получения отзывов и других опытных результатов носки. Возможно, вы их видели на военнослужащих, осуществляющих совместно с сотрудниками МВД патрулирование в период чрезвычайного положения в городах Нур-Султане и Алматы.
– Есть ли современный подход к обеспечению полевых лагерей всем необходимым – от снабжения водой до установки домиков или палаток?
– В настоящее время, в отличие от советского периода, для Вооруженных сил закупаются каркасные палатки, обеспечивающие более быстрое развертывание, надежность и простоту в эксплуатации. Также прорабатывается вопрос приобретения пневмокаркасных палаток с еще более высоким показателем скорости развертывания, возможностью легкого перемещения меньшим количеством людей.
Обед по расписанию
– Как в условиях карантина решались вопросы питания в солдатских столовых? Как гражданские фирмы справлялись с заданием накормить личный состав вкусно и сытно?
– Режим карантина, несомненно, затруднил работу столовых воинских частей, так как, согласно официальным данным комитета по статистике РК, цены на продовольствие в стране поднялись в несколько раз. Несмотря на принятые правительством меры по их урегулированию, предприниматели, оказывающие услуги по организации питания военнослужащих, столкнулись с рядом проблем, среди которых: отсутствие ассортимента на рынках из-за ограничений таможенного ввоза; спонтанное повышение цен на основные виды продуктов; на первом этапе возникали трудности при их подвозе до воинских частей, находящихся за пределами населенных пунктов, из-за установленных блокпостов, и многие другие.
Несмотря на это, благодаря сплоченной работе коллектива Главного управления тыла ВС РК и добросовестному отношению коммерческих структур к своим обязательствам нами были соблюдены все требования по бесперебойному и качественному обеспечению питанием военнослужащих по контракту и солдат срочной службы. Поставщиками были определены составы поваров и кухонного персонала, которые вместе с воинскими частями находились на карантине, не покидая территорию. Были созданы месячные запасы продовольствия на складах. Министерством обороны в свою очередь было дано разрешение на осуществление замены дефицитных продуктов на другие, имеющиеся в наличии, согласно утвержденным нормам замены.
Таким образом, нам удалось поддержать качественное обеспечение питанием с доведением положенных норм довольствия и сохранить вкусовые качества пищи на высоком уровне, о чем свидетельствует анализ анонимного анкетирования среди военнослужащих.
– Какой нынче индивидуальный рацион питания (ИРП) по качеству? Кто поставляет паек и что в нем? Какие современные разработки используются?
– Сейчас в Вооруженных силах в случаях невозможности обеспечения горячей пищей выдается индивидуальный рацион питания (ИРП) по 3 основным нормам: “Общевойсковой”, “Аэромобильный” и “Морской”. На сухом пайке: чем кормят современных солдат-срочников в Казахстане
Комплект состоит из набора готовых к употреблению продуктов питания, распределенных по приемам пищи. Используемые продукты в рационе в обязательном порядке соответствуют международным ГОСТам и национальным стандартам, не содержат ГМО. Закуп ИРП осуществляется способом закрытого конкурса с применением особого порядка. Поставщики по результатам конкурса на 2020 год определены.
С подробным составом ИРП вы можете ознакомиться в приказе министра обороны РК от 18 июня 2015 года № 353 “Об утверждении норм снабжения продовольствием, кормами, оборудованием, столово-кухонной посудой и техникой продовольственной службы Вооруженных сил Республики Казахстан на мирное время”, зарегистрированном в министерстве юстиции РК – который находится в свободном доступе.
Работа по разработке технической спецификации на 2021 год с улучшением качественных характеристик ИРП ведется специалистами продовольственного управления Главного управления тыла. Также запланировано проведение научного проекта ТОО “ОО Казахская академия питания” на тему “Совершенствование продовольственных норм пайков и индивидуальных рационов питания военнослужащих по видам и родам войск с учетом климатических условий и национальных особенностей питания”.
– Над чем именно работают ваши специалисты, чтобы улучшить качество сухпайка? Помнится, Даниал АХМЕТОВ, будучи министром обороны, собирался ввести в рацион питания солдат курт, курагу, мед…
– Мы работаем над снижением веса за счет перехода от жестяных банок к используемым во всех развитых странах реторт-пакетам (пищевая мягкая упаковка); увеличением срока годности (до 3 и более лет) за счет усовершенствования технологии производства, при этом с сохранением полезных свойств продуктов; ассортиментом используемых продуктов и разнообразием готовых блюд за счет изменения действующих норм.
– На учениях мне удалось попробовать нынешний “сухпай”. Вкусно! Он, конечно, в корне отличается от советского набора продуктов для полевого выхода, но всё равно пока явно не дотягивает до американского и европейского уровня.
– Стараемся идти в ногу со временем. Но не всё так просто в этой жизни. А за конструктивную критику “КАРАВАНУ” рахмет. Ждем и читаем вас каждую пятницу.
АЛМАТЫ