28 декабря, через два дня после выборов, отдел информации и культуры Посольства США в Узбекистане распространил «Информационный бюллетень», в котором среди прочей прошла информация следующего содержания.
Еще за месяц до обнародования заключения ограниченной миссии говорится о том, что «проведенные 26 декабря в Узбекистане парламентские выборы «в значительной степени не соответствовали» обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов».
Как заявил посол Любомир Копай, глава ограниченной миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами, узбекские власти «не смогли обеспечить плюралистические, состязательные и транспарентные выборы», даже несмотря на ряд небольших улучшений по сравнению с выборами в 1999 году.
Среди «небольших улучшений» подмечены 30-процентная квота для партийных кандидатов-женщин и новые финансовые правила поддержки политических партий. Кроме того, хоть и на очень поздней стадии, но было введено положительное голосование за кандидатов, включенных в бюллетени.
Любомир Копай также подчеркнул, что «необходимы значительные улучшения в процессе и соизмеримый уровень политической воли к их реализации. На будущих выборах должны соблюдаться такие основополагающие принципы содержательного демократического избирательного процесса, как свобода выражения мнений, объединений и собраний».
По мнению наблюдателей от ОБСЕ сходство политических платформ 5 зарегистрированных партий и 55 кандидатов от инициативных групп, похоже, лишило избирателей подлинного выбора.
ОБСЕ/БДИПЧ запросило у Министерства юстиции все относящиеся к регистрации документы, но оно отказалось предоставить их миссии. Поэтому, как считают наблюдатели, ОБСЕ/БДИПЧ не может опровергнуть утверждения трех незарегистрированных оппозиционных партий о том, что власти обошлись с ними несправедливо.
В состав миссии, учрежденной 1 декабря, входил 21 международный эксперт по выборам из 14 государств-участников ОБСЕ. Решение направить ограниченную миссию было основано на докладе миссии ОБСЕ/БДИПЧ по оценке потребностей, которая выявила, в частности, необходимость значительного улучшения законодательной базы и минимальные возможности для подлинного политического соперничества.
Из-за этих недостатков систематическое краткосрочное наблюдение на уровне избирательных участков было сочтено неактуальным.
Ограниченная миссия ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами, базировавшаяся в Ташкенте, уделила основное внимание законодательной основе выборов, их организации, предвыборной кампании и роли средств массовой информации.
Она встречалась с национальными и региональными представителями и кандидатами от политических партий, а также с инициативными группами, должностными лицами правительства, избирательными комиссиями, представителями СМИ, неправительственных организаций и международного сообщества.
Группы долгосрочных наблюдателей были направлены в Нукус, Бухару, Карши, Самарканд и Фергану.
В данной связи уместно привести некоторые высказывания президента Ислама Каримова, которые прозвучали на избирательном участке № 644 (г.Ташкент), где он принял участие в выборах.
Заметив, что он конструктивно и с пониманием относится к критике со стороны ОБСЕ, он все же добавил: «Не надо думать, что решение ОБСЕ сыграет у нас какую-то определяющую роль. Это только мнение одной очень уважаемой ведущей в Европе организации».
Судя по заявлениям главы государства, на выборах 1999 года Узбекистан больше ориентировался на Европу и Запад, теперь, указав, что палитра наблюдателей разнообразна, президент считает, «…что ОБСЕ не может быть доминантой в этом вопросе».
На самый болезненный вопрос по поводу несвершившегося факта регистрации оппозиционных партий, глава государства заметил: «Я не согласен, что мы не регистрируем оппозиционные партии».
Подчеркнув, что в стране в настоящее время нет серьезных оппозиционных партий, он остановился, в частности, на движении «Бирлик».
По мнению президента, оно «давным-давно дискредитировало себя» сотрудничеством с исламистскими экстремистами из движения «Талибан» в Афганистане и причастностью к террористическим актам в Ташкенте в 1999 году.
По поводу еще одной оппозиционной партии «Свободный дехканин» Ислам Каримов сказал: «Что это за партия, которая не может набрать и 50 членов, а руководителем назвали некую женщину по фамилии Хитоятова, которая даже не может изъясняться на узбекском языке».
Президент Узбекистана порекомендовал искать оппозицию среди молодежи, «среди тех, кто будет жить в 21 веке».
Откровенная критика ограниченной миссии ОБСЕ/БДИПЧ из уст главы Узбекистана весьма симптоматична.
Почти все президенты стран Содружества Независимых Государств, где недавно прошли выборы, уже выступили с довольно резкими, порой весьма эмоциональными заявлениями по поводу участия в них европейских наблюдателей.
В числе таких лидеров президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент США Джордж Буш. Складывается ситуация, когда критика действий ОБСЕ приобретает все более масштабный характер.
Что за этим скрывается и какие силы задействованы?
Этот вопрос сейчас, по-видимому, самый актуальный для тех, кто небезразличен к судьбе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
И судьбоносный, к тому же.