Обратитесь к небу, чтобы развить экономику на земле - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+12 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Обратитесь к небу, чтобы развить экономику на земле

Обратитесь к небу, чтобы развить экономику на земле

В Нур-Султане впервые прошел форум по развитию авиарынков “Routes Silk Road 2019” (Маршруты Шелкового пути).

  • 24 Июля 2019
  • 219
Фото - Caravan.kz

Участники форума обсудили самый широкий круг вопросов. Так, Джордан КАРАМАЛАКОВ, региональный менеджер Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), остановился на теме влияния авиарынка на экономику стран Центральной Азии.

– Членами IATA являются 296 авиакомпаний, обеспечивающие 82 процента воздушных транспортных услуг. Гражданская авиация сегодня – это 65,5 миллиона рабочих мест по всему миру. По прогнозу IATA, если текущее состояние развития авиации будет продолжаться, то в 2035 году ожидается 7 миллиардов пассажиров, – отметил спикер.

В регионе самый большой авиарынок – у Казахстана: 9,5 миллиона пассажиров в год, в том числе 900 тысяч транзитных в прошлом году, с перспективой достичь показателя в 1 миллион 600 тысяч пассажиров в нынешнем. Более 180 тысяч человек заняты в этом бизнесе.
Как отметил Карамалаков, в мае в Душанбе прошло совещание гендиректоров авиакомпаний Центральной Азии, где стороны признали стратегическую важность развития рынка воздушного транспорта:
– Надо вводить умное правильное регулирование отрасли, снимать финансовые барьеры, лишние налоги и расходы для пользования инфраструктурой. Весь мир уже внедрил Монреальскую конвенцию и Монреальский протокол по борьбе с дебоширами, и мы также должны гармонизировать юридическую основу отрасли.

Председатель комитета гражданской авиации Талгат ЛАСТАЕВ в свою очередь сообщил “КАРАВАНУ”, что Казахстан успешно прошел аудит ICAO (Международная организация гражданской авиации), получив показатель безопасности полетов 74 процентов и показатель авиационной безопасности (аэропортов) 83 процента, увеличив предыдущий рейтинг на 20 процентов.

– Последние два года мы работаем над переходом на британскую модель регулирования безопасности полетов, в августе планируем запустить. Тогда же будет презентована Казахстанская авиационная администрация (КАА), созданная при КГА по аналогии с британскими авиационными властями. За новой структурой законодательно закреплены контрольно-надзорные функции технического характера, инспекция самолетов авиакомпаний. Стопроцентное участие государства в АО обеспечит гибкость реагирования на новые вызовы. Допустим, сейчас для всех стран новым вызовом являются дроны – беспилотные летательные аппараты, для которых необходимо свое регулирование, правила, формы регистрации. Во всех странах этот процесс идет, и в рамках КАА будет создано подразделение, которое займется только дронами , – рассказал нам глава КГА.

Талгат Ластаев отметил, что с появлением авиационной администрации снимется важная проблема:
– У меня сейчас один инспектор занимается большой авиацией, самолетами, малой авиацией, дронами – фактически распыляется. Во-вторых, он не может быть специалистом во всех областях. По выводам ICAO, в КГА в 2,5 раза меньше инспекторов, чем нужно. Сейчас в штате комитета порядка 50 инспекторов. Надо привлекать специалистов, а сделать это сложно – отрасль очень капиталоемкая. И если пилот в компании – национальном перевозчике получает 2–3 миллиона тенге, он не перейдет на зарплату обычного инспектора, который получает от 500 тысяч до 1,5 миллиона.

А в рамках новой структуры мы можем создать условия на уровне отраслевых, привлечь экспертов с узкой специализацией. В некоторых совершенно специфичных секторах на первом этапе, возможно, будем привлекать иностранных специалистов. Самое главное – в бюджете КАА будут заложены средства на обучение инспекторов, повышение квалификации.

Также председатель КГА сообщил, что в пилотном режиме с 2021 года в мире запустят эмиссионные сборы за загрязнение воздуха самолетами.

– С 2024 года это станет обязательным – авиакомпании будут отчислять процент, это сложные формы расчета каждого воздушного судна, сейчас страны готовятся к этому. В мире усиливается тренд “зеленой экономики”, в Европе это вообще чувствительный вопрос, и они будут требовать от авиакомпаний оплаты эмиссионных сборов. ICAO поддерживает такие подходы, и нужны будут специалисты, которые будут в этом разбираться (и они, очевидно, будут в штате КАА. – Прим. авт.), – рассказал глава комитета гражданской авиации.

НУР-СУЛТАН