Но нужно отметить, что лидером в сфере сотрудничества с США среди центрально-азиатских республик в настоящее время является Казахстан.
Появляющиеся в средствах массовой информации сообщения о налаживании очередных и углублении существующих связей позволяют в целом говорить о наличии регулярных контактов представителей Пентагона с министерством обороны Республики Казахстан.
Объяснение подобной активности представителей оборонного ведомства США можно найти в недалеком 2003 году, когда в сентябре был подписан План пятилетнего военного сотрудничества между Казахстаном и США.
Стоит отметить, что это первый подобный документ, подписанный США с государством, расположенным в Центральной Азии.
В данную програму были включены следующие аспекты сотрудничества:
— борьба с международным терроризмом;
— развитие миротворческих сил;
— укрепление боеспособности Сил воздушной обороны Вооруженных Сил РК;
— укрепление военной инфраструктуры Каспийского региона;
— развитие Военно-морских сил;
— создание Военного института языковой подготовки.
Также в плане рассмотрены и некоторые вопросы сотрудничества в рамках программы Совместного Уменьшения угрозы и нераспространения оружия массового поражения.
В рамках данной программы было оговорено еще несколько мероприятий, направленных на создание центра антитеррористической подготовки и оснащение горно-егерского батальона Вооруженных Сил Казахстана техникой и оборудованием американского производства.
Согласованы планы дальнейшего развития и технического оснащения современной техникой миротворческого батальона «Казбат».
В сфере вооружения, согласно Плану пятилетнего военного сотрудничества, США планировали поставить Казахстану вертолеты «Хьюи-2», самолеты «С-130» и корабли, водоизмещением до 1000 тонн, а также автомобили высокой проходимости «Хаммер».
При этом реализация данного Плана должна была проходить по программам международного военного финансирования (FMF) и международной военной подготовки и образования (IMET).
А сегодня можно подводить некоторые итоги реализации данного Плана. Итак, как и было оговорено, Вашингтон 1 июля 2005 года, в расположении Казахстанского миротворческого батальона «Казбат» в Капшагае посол США Джон Ордвей передал заместителю министра обороны Казахстана Булату Сембинову 27 автомобилей «Хаммер» (три модификации — боевые, грузопассажирские и медицинские).
Как отметил Дж. Ордвей, данная техника была закуплена с Планом пятилетнего военного сотрудничества между США и РК на общую сумму $3,1 млн.
В свою очередь Б. Сембинов сообщил, что общая помощь США, оказанная казахстанской армии, составила более $26 млн.
Далее, в Атырау на средства США реконструированы помещения, в которых расположен штаб регионального командования «Запад» и подразделения бригады Аэромобильных войск.
Также планировалась поставка радиооборудования, предназначенного для оснащения подразделений тактического звена.
Не редкостью стали и частые визиты представителей министерства обороны США в Казахстан. Так, в соответствии с 5-летним Планом военного сотрудничества между Республикой Казахстан и США в период с 23 по 26 марта 2005 года в Астане с визитом побывала делегация экспертов по работе с общественностью Армии США. Целью поездки был обмен опытом по работе с общественностью и интеграция всех элементов информационной сферы с учетом современных требований.
Далее, в рамках двустороннего военного сотрудничества между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки с 13 апреля 2005 года в Казахстане с визитом находилась делегация Вооруженных Сил США во главе с Главным сержантом ЦЕНТКОМа ВС США Кёртисом Броунхиллом.
Приезд данной делегации явился ответным визитом представителей сержантского корпуса ВС США в РК после поездки Главного сержанта Вооруженных Сил Республики Казахстан в Академию сержант-майоров ВС США.
В данном случае стоит отметить, что в ВС РК введены новые должности — Главный сержант Вооруженных Сил, сержант вида, родов войск, сержант регионального командования и до командира отделения. Также утверждены новые воинские звания — сержант 3 класса, сержант 2 класса, сержант 1 класса, штаб-сержант и мастер-сержант.
Подобные нововведения в должностном ранге, а также поступление военной техники другого образца наталкивают на различные мысли. В том числе и о том, что Астана постепенно поворачивается лицом к Вашингтону, открывая перед Пентагоном новое поле деятельности, которое, нужно отметить, не ограничивается лишь поставками вооружения и методиками подготовки военнослужащих.
Так, 14 ноября 2004 года в Алматы состоялся очередной выпуск сержантов контрактной службы, подготовленных по стандартам ВС США на базе Военного института сухопутных войск.
Здесь переподготовка сержантов-профессионалов из числа выпускников Кадетского корпуса МО РК и миротворческого батальона «Казбат» также осуществлялась в соответствии с Планом военного сотрудничества между Казахстаном и США и программой профессионального развития сержантского состава ВС РК.
Стоит отметить, что курс усовершенствования сержантов проходил в течение 3 недель. Непосредственное участие в курсе принимала группа сержантов армии США. Всего обучение прошли 28 сержантов.
Конечно, если посмотреть более пристально на казахстанскую армию, то мы увидим подготовленных сержантами армии США военнослужащих ВС РК, экипированных и снабженных американским вооружением.
Но насколько это оправдано в настоящее время?
Ведь ни для кого не секрет, что военная помощь любой страны — это всегда политика, которая затрагивает жизненно важные национальные интересы страны. И здесь не стоит себя успокаивать безвозмездной помощью.
Очевидно, что страна, передающая свое вооружение по заведомо низким ценам, преследует свои интересы, которые могут быть направлены как на страну, которой поступает «гуманитарная помощь», так и на сопредельные страны или страны региона, в котором расположено данное государство.
И в том и в другом случае в выигрыше, как показывает практика, остается страна-донор.
Так как при получении определенного вида помощи «сторона-реципиент» берет на себя некоторые обязательства, способные впоследствии кардинально повлиять на взаимоотношение данного государства со своими соседями.
Но это в большей степени является политическим аспектом подобного «сотрудничества».
А второй аспект напоминает экономический капкан, когда для ремонта техники и вооружения стране необходимо будет закупать запасные части у той же страны-донора, но по рыночным ценам, которые и отдаленно не напоминают гуманитарную составляющую.
В этом отношении для военно-промышленного комплекса США Казахстан может стать хорошим рынком сбыта, тем более, что о сервисных центрах тех же «Хаммеров» стали говорить уже во время передачи этих внедорожников ВС РК. Хотя российское вооружение и дешевле, и привычнее для казахстанских военных, но от помощи вряд ли кто сможет отказаться. В результате чего страна постепенно будет переходить на американское вооружение и технику, не в полной мере осознавая, что подобная помощь является на порядок дороже, чем простые коммерческие отношения между двумя сторонами.
Что касается третьего аспекта, то он носит в большей степени военно-политическую окраску, так как овладевать зарубежной техникой казахстанские военнослужащие будут под руководством своих коллег из США. Таким образом, Пентагон получает реальную возможность косвенного расширения присутствия американских военных в Казахстане. Конечно, подобное количество инструкторов не входит ни в какое сравнение с количеством военнослужащих на военных базах в Кыргызстане или Узбекистане. Но в данном случае главное — начать проникновение на территорию другого государства, а далее политикам уже легче будет договариваться о расширении военного сотрудничества.
И в этом случае схема: «поставка вооружения и техники — привлечение военных зарубежных инструкторов — открытие сервисных центров по обслуживанию зарубежной техники» получает новые дополнительные звенья: «увеличение количества зарубежных военнослужащих — торжественное открытие военной базы».
Вполне вероятно, что развитие сценария по данному направлению может выглядеть нереалистичным, но, принимая во внимание опыт подобного постепенного «просачивания» в другие страны, можно с большей долей уверенности обсуждать о вероятной реализации вышеупомянутой схемы.
Как следствие этого страна в качестве балласта к военной технике и вооружениям получает военную базу или становится заложником своих заверений в потенциальной готовности решить вопросы о размещении иностранных военнослужащих (или для начала, в предоставлении своих аэропортов) для проведения некоей антитеррористической операции, которая, по сложившейся традиции, не имеет временных рамок.