Области остаются без газа: казахстанцев ожидает дефицит топлива - Караван
  • $ 495.2
  • 522.34
+5 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Области остаются без газа: казахстанцев ожидает дефицит топлива

Области остаются без газа: казахстанцев ожидает дефицит топлива

Ограничение цены на сжиженный нефтяной газ (СНГ) привело к дефициту товарного газа внутри Казахстана. АЗС уже ввели лимит на заправку автомобилей СНГ.

  • 19 Сентября 2022
  • 11447
Фото - Caravan.kz

В основном топлива не хватает в самых населенных южных регионах страны: Жетысуской, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской областях, а также в Алматы и Шымкенте. Тем не менее представители газовых компаний говорят, что дефицит добрался до Акмолинской и Западно-Казахстанской областей, сообщает медиа-портал Caravan.kz.

Причина дефицита – сокращение производства СНГ на нефтеперерабатывающих заводах страны. Если в начале года они производили в месяц 130-140 тысяч тонн, то в августе сократили выпуск до 110-120 тысяч тонн.

2 сентября Казахстанская топливная ассоциация направила письмо в Министерство энергетики, в котором сообщило, что газоснабжающие организации (ГСО) не могут получить законтрактованный и распределенный газ с НПЗ. При этом графики поставок регулярно срываются. В результате автогазонаполнительные станции простаивают.

Добиться ответа от НПЗ газовики не могут. Им только говорят, что их очередь не подошла, а как движется очередь и движется ли, узнать невозможно.

Поэтому Топливная ассоциация просит министерство проверить завод PKOP в Шымкенте и ресурсодержателей в части выполнения плана поставок сжиженного газа с января по август 2022 года.

— На сентябрь АО «Корпорация «Жетысугаз» было выделено 204 тонны СНГ. В том числе 52 тонны от «CNPC-Актобемунайгаз» и 152 тонны с Павлодарского ПНХЗ, — рассказал «Каравану» управляющий директор АО Корпорация «Жетысугаз» Даулетхан Жайдары. – Но газ поставляется в цистернах емкостью до 34 тонн. И Актобе отправил нам один вагон с 30 тоннами. Второй вагон, где будет 22 тонны газа, нам не отправляют, так как это будет недолив. Поэтому этот объем переходящим остатком нам отправят в октябре, с новой поставкой.

— Это чисто человеческая ошибка, допущенная одним из сотрудников Министерства энергетики, — объясняет Даулетхан Амангельдинович. — Для ГСО должны были выделить не 52, а 65-66 тонн в соответствии с вагонной нормой. Но такую ошибку сотрудники Министерства энергетики допускают постоянно, каждый месяц. Причина в том, что эти люди не работали на производстве. Они не знают, что это такое. Я не сомневаюсь в их деловых качествах и уровне образования, но когда человек не работал на производстве, он не знает многих нюансов. Вот эти полвагона для нас значат очень много. Тем более наша потребность 1000 тонн в месяц. А выделяют нам в пять раз меньше.

Из Павлодара поставок пока нет, так как у завода нет нефти. ПНХЗ сообщило ГСО, что сырье у них будет только после 17 сентября. Но и этот завод отправит, видимо, не пять вагонов, а четыре. А часть газа, примерно 20 тонн, оставят на следующий месяц. Поэтому в сентябре «Жетысу газ» получит 180 тонн вместо 204 тонн.

Далее — логистика. Вагоны всегда подают в конце месяца. В результате получилось, что весь Жетысу остался без газа. ГСО, конечно, нашли выход. Если выйти на трассу Алматы — Талдыкорган, то можно увидеть караваны газовозов. Все они везут газ из Алматы. Но и здесь есть нюанс. Газовики не могут закрыть свои транспортные расходы, так как у цены есть потолок.

Руководитель одной из ГСО Алматы сообщил, что из-за дефицита он вынужден был установить лимит на заправку газом — 30 литров на автомобиль.

— Если я буду заправлять по 80-100 литров, то через неделю у меня заправки будут сухими стоять. А мне такое надо? Как только остановишься, сразу звонят из акимата, просят открыться. Скажешь, газа нет – могут и проверку прислать. Цену поднимешь – снова проверка. Лучше я буду отпускать понемногу, зато так я растяну свой запас до октября, — рассказал он. – Так же поступают и остальные. Лишь бы остаться на рынке.

По мнению газовиков, причина сокращения производства проста. После января правительство заставило заводы-производителей снизить отпускную цену с 38 тысяч до 28 тысяч тенге без НДС. Правда, в июле оптовые цены подняли до 33,6 тысячи тенге за тонну. В итоге СНГ стал невыгодным товаром для производителя. Даже при 43 тысячах тенге СНГ невыгоден. Чтобы снизить издержки, заводы начали снижать производство. Это нормальный процесс для любого коммерческого предприятия. Но если меры не принять, то через месяц-два заводы сократят производство еще на 10-15 процентов, что приведет уже к социальным последствиям.

Чтобы этого не произошло, цену на газ надо поднимать. Если министерство так и будет зажимать НПЗ, они еще больше сократят производство СНГ. Если им цены отпустят, но заставят держать цену на пистолете, на заправке, то загнется уже розница, газоснабжающие организации. Казахстанский бензин массово вывозят в Кыргызстан: что происходит

После январских событий, когда цену на газ снизили до 60-65 тенге в рознице, правительство сразу заявило, что эта цена будет полгода. Потом она вырастет. Сейчас уже сентябрь. Девятый месяц идет. И правительство так ничего и не придумало, что делать с газовым рынком. Правительство, видимо, боится что-то делать. Куда мы идем? Никто не знает.

Хотя народ, в принципе, готов к росту цены. Тем более на фоне цен в Европе и Азии, на фоне торговых газовых войн России и Европы.

Теоретически, считают газовики, цену на СНГ можно поднять до 90 тенге за литр. Обычно цена за литр газа составляет 55-65 процентов от цены бензина Аи-92. Предельная цена на бензин сейчас 182 тенге. Значит СНГ, по расчету, должен стоить 100 тенге за литр. В этом случае оптовая цена на газ может составить 40-45 тысяч тенге за тонну. Это снова сделает его выгодным товаром для НПЗ, и его производство возобновится. Но опять-таки правительство боится такого скачка цены.

С другой стороны, по плану Министерства энергетики, с 1 января 2023 года начнется переход на торги сжиженным газом через товарную биржу. Чтобы учесть интересы бизнеса, министерство уже попросило ГСО и НПЗ представить свои предложения, как это можно сделать. До этого времени, видимо, дефицит газа будет только нарастать.