В ближайшие годы стоит ждать много серьезных землетрясений.
Все последние годы происходили какие-нибудь сейсмические «эксцессы». Но начало этого года просто беспрецедентно. Гаити, Чили, Турция, Китай, Монголия (между прочим, западная, обратите внимание — сравнительно близкий к Казахстану регион). К счастью легкое, землетрясение у нас. Только показалось, что «волна» пошла на спад, как сильное землетрясение в Японии на прошлой неделе…
Ущерб и жертвы в каждом случае различны. И убедительней обычного продемонстрировано, как сильно они зависят от качества строительства и отношения к проблеме сейсмической опасности в целом.
«Ступени» эволюции данного отношения, вот они: сотни тысяч погибших на Гаити, около 1 тысячи в Чили, ни одного — в Японии. Притом, что сила стихии была вполне сопоставима во всех случаях. Но отношение к возможному ущербу от землетрясений в мире становится все более внимательным и серьезным. Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, во время недавнего визита в Чили, заявил, что работа над уменьшением ущерба от природных катаклизмов становится одним из основных направлений деятельности Организации.
Тем более, надо обращать внимание на эту проблему в нашем регионе. Странно, но многим приходится напоминать о его сейсмичности. А ведь совсем скоро будет столетний «юбилей» сильнейшего Верненского землетрясения. Но главная проблема даже не в «забывчивости». По данным одного из экспертных исследований, проведенных еще в 2006 году, в Алматы, из обследованных на предмет сейсмостойкости 70% многоэтажных жилых и административных зданий и 50% промышленных объектов, расчетную сейсмостойкость в 9 баллов имели всего 7,5%. Еще 25,1% были рассчитаны при строительстве на 8 баллов, и 44,6% — на 7. Остальные здания (22,8%) выполнены без антисейсмических мероприятий.
Со времени этого исследования ситуация если и изменилась, то не в лучшую сторону. Кроме объективного износа строений в силу времени, отсутствия капитальных ремонтов и сейсмоусиления, к проблеме добавилась застройка города в пик строительного бума высотными зданиями, ко многим из которых у экспертов есть вопросы в плане сейсмостойкости. А они часто буквально нависают над другими домами… Но ставить сейчас вопрос о масштабной работе по изучению прочности объектов и усилению их бесперспективно — все упрется в реалии экономического кризиса.
Хотя последние события в сфере безопасности, как в мире, так и в Казахстане, показывают, что опасно полагаться на кого-то. Лучше чем сам о себе, никто о тебе не позаботится. Звучит это для жителей сейсмоопасных регионов не очень весело, но…
— Землетрясение на Гаити как ничто другое подтвердило нашу позицию, которую мы не раз высказывали в СМИ. Суть ее в том, что люди должны иметь у себя дома набор инструментов и материалов, дающих шанс спастись самому и спасти близких, — заметил известный алматинский специалист по проблемам безопасности Сергей Старков.
Самый первый пример этого тезиса: едва ли не все телеканалы мира обошел сюжет с Гаити, где рыдающий мужчина рассказывал о своей трагедии. Он уцелел при толчках, но семья оказалась под завалами. Несколько дней он слышал плач родных, но ничего не мог сделать — нечем было разбирать развалины… Наверняка, таких трагедий на Гаити были тысячи.
— В таких местностях, где есть высокая вероятность чрезвычайных ситуаций, причем, любого происхождения, должен иметься комплект предметов первой необходимости. Такие наборы — «золотой стандарт» личной безопасности и безопасности ваших близких, их задача — обеспечить выживание человека в течение определенного времени в экстремальных условиях до подхода квалифицированной помощи, — подчеркнул г-н Старков.
«Наполняемость» такого комплекта, который у нас традиционно называют «тревожным чемоданчиком», бывает разной. Например, есть мнение, что в него должен входить и электрический шокер — и Гаити, и Чили показали, как актуальна проблема защиты от мародеров после землетрясения. Но в обязательном порядке в наборе должны быть инструменты, позволяющие работать над разборкой завалов: топорик, саперная лопатка, универсальный нож, налобный фонарь с запасом батарей. Для гигиенических и медицинских целей в нем должны быть мыло. Ватно-марлевая повязка может оказаться необходимой при защите органов дыхания от агрессивных газов и аэрозолей, например, хлора и аммиака, при авариях на близлежащих предприятиях. Для обеспечения выживания в различных погодных условиях — примус, баллон газа, пленка-тент. Обязательно должен находиться в «чемоданчике» фильтр для очистки воды и бутылка минералки.
— Содержимое таких комплектов выверено специалистами на основе длительного изучения различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. И экспертам это хорошо известно. Есть такие комплекты, уже готовые, на алматинском рынке, по вполне доступным ценам. Можно сформировать набор и самому, по частям. Хотя, для этого нужно иметь представление о его характере и различных вариантах ЧС. Но, к сожалению, весьма мало внимания данной проблеме уделяется и со стороны сограждан, и со стороны государства. Последние могли бы, как минимум, через СМИ устами специалистов последовательно озвучивать необходимость иметь такой «чемоданчик», — считает г-н Старков.
Кстати, по данным эксперта, в некоторых странах есть практика решения этих задач на муниципальном уровне административными методами.
— В прессе недавно было сообщение о том, что в Турции, во многих домах созданы коллективные запасы необходимого в аварийных случаях инструмента для разбора завалов. Причина — обеспокоенность населения несвоевременной помощью властей при ЧС, а у них богатый опыт в последние годы и прогнозы катастрофических землетрясений по всему побережью, где проходит Анатолийский разлом. Честное слово, искренне порадовался за турок. У нас, работая в ЧС, и до того, за несколько лет, я к ответственным лицам обращался с предложениями помочь определиться с оптимальным составом инструмента, помочь скомплектовать, построить контейнерные хранилища во дворах КСК и т.д. И лишь однажды получил устный ответ — нельзя, все равно все разворуют! На аналогичные письма в различные КСК (по-моему, штук 30 написал) не получил ни одного ответа, — рассказал г-н Старков.