О праве на вещание - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
О праве на вещание

О праве на вещание

Чтобы поговорить "начистоту о частотах", обсудить вопросы распределения радиочастот в Центральной Азии, а также поделиться опытом других стран в Бишкеке на Международной Конференции "Начистоту о частотах" в середине осени собирались представители медийных НПО, а так же государственные власти Кыргызстана, Казахстана и Украины.

  • 1 Декабря 2008
  • 1178
Фото - Caravan.kz

В основу обсуждений легли возникшие трудности после принятия Кыргызстаном закона «О телевидении и радиовещании», который во многом парализовал работу некоторых телерадиокомпаний и создал сложности для получения частот.
Сейчас в соседней республике порядка 40 телерадиокомпаний ждут получения своих частот. Проблема в том, что Национальное агентство связи (НАС) не может выдавать лицензии по конкурсу или по любой другой процедуре. Ситуацию усугубил новый закон «О телевидении и радиовещании», к множественным проблемам закона добавилась еще одна — изменился субъект лицензирования. Ко всему прочему многие кыргызские представители СМИ обвиняют власти в том, что закон перед принятием не обсуждался общественностью, а основной текст без особых изменений был взят из аналогичного украинского юридического документа. В то же время не все считают ситуацию безвыходной.
По мнению Татьяны Лебедевой, члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания: «в том, что кыргызский новый закон «О телевидении и радиовещании» взял за основу украинский нормативно-правовой документ, нет ничего страшного. Мы тоже не изобретали велосипед. Когда пришла пора ввести законодательные рамки для создания и распространения новых телевизионных станций, мы тоже взяли за основу европейские законы, в основном это был закон Франции. Хочу сказать, что это было неплохо. То, что принят новый закон в Кыргызстане это уже позитивно, а то, что в нем видно какие-то недостатки, нет ничего страшного, пройдет немного времени, и вы сможете его откорректировать и на практике увидеть что работает, а что нет. Самое главное — консолидированное желание работать прозрачно».
«Еще в 1994 году нашлась группа профессионалов», — говорит госпожа Лебедева, — которая инициировала принятие закона «О телевидении и радиовещании». В этом законе было написано, что регулирование данной сферы происходит с помощью специального конституционного органа — Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Создание данного органа практически решило проблему разногласий между ведомствами. Какие у него преимущества? Его нельзя закрыть, потому что он конституционный, национальный совет избирается из людей, имеющих непосредственное отношение к этой теме».
Несмотря на то, что Украину сейчас достаточно часто приводят как пример демократического отношения к СМИ, в Центральной Азии есть не менее интересный опыт проведения открытых конкурсов для телерадиовещателей. В данном случае речь о том, как начиналась процедура распределения частот в Казахстане и как сейчас проходит процесс. Рассказывает Сергей Власенко, ведущий юрист Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана: «В 1996 году был принят пилотный проект по проведению на получение вещания в городе Алматы, затем разработан такой же конкурс для областных центров в 1997 году. Проведение этих конкурсов в 1996 и 1997 годах был похож на взрыв бомбы, потому что все телекомпании, которые имели лицензии, в один миг лишились права вещания. Были судебные разбирательства вплоть до верховного суда. В тот период времени лишились лицензии такие компании как «Тотем», «Семейный канал», «ТВ — Макс» и одна телекомпания из города Астаны. Какие критерии были решающими на тот период времени для получения лицензии? Принцип один — должна быть техническая оснащенность, аппаратура, деньги. Выигрывал тот, кто платил больше. Стоимость лицензии на тот период была от $700- $170 000.
Конкурс в 1997 году был хорош тем, что тогда впервые заговорили о таком термине как прозрачность(!). Она выражалась в том, что в республиканской прессе за 30 дней до конкурса было опубликовано объявление о том, что будет проводиться тендер по таким-то частотам. Были названы конкретные города, частоты. Это позволило общественности быть в курсе происходящих событий на медийном рынке.
С 2000 года ситуация у нас поменялась и вопросами лицензирования стало заниматься министерство культуры информации и спорта. Сейчас — Комитет информации и архивов министерства культуры и информации».
Если отойти от теоретической процедуры распределения частот в Казахстане к практике, то по данным исследования деятельности СМИ в рамках действующего законодательства в Республике Казахстан степень прозрачности законодательства в области радиочастот выглядит так: прозрачно — 3%, скорее прозрачно — 8%, и прозрачно и не прозрачно в равной степени — 10%, скорее не прозрачно — 18%, не прозрачно — 25%, затрудняюсь ответить — 37%.
К тому же исследователи приходят к выводу, » что для большинства участников исследования существующее законодательство кажется непрозрачным. На убежденность респондентов о прозрачности законодательства в области распределения радиочастот оказывает большое влияние их мнение о принятии во внимание специфики теле- и радиовещания. Так, респонденты, считающие что специфика законодательства в области вещательных СМИ учтена, более склонны полагать что законодательство прозрачно. Данная закономерность работает и в обратную сторону: чем менее журналист убежден в том, что специфика изучаемых видов СМИ учтена, тем менее он уверен в однозначности законов.
В качестве положений законодательства, требующих пересмотра или доработки, названы механизмы сбора и распространения информации, взаимодействие с источниками информации, оперативность освещения событий. Также участники исследования считают, что в действующем законодательстве не учтены особенности цифрового телевещания. При этом только 10% участников исследования считают, что для регулирования теле- и радиовещания необходим отдельный закон. Необходимость такого закона обосновывается существующей неопределенностью статуса прав и обязанностей кабельных операторов, отсутствием описания специфики цифрового вещания», — говорится в исследовании.
Со дня данной конференции прошел уже месяц, но тем, кто постоянно отслеживает новости медийного законодательства, до сих пор не удается найти информацию о том, что налаживание взаимоотношений между медийными НПО Кыргызстана и властями дали хоть какой-то результат.
Хотя точно известно, что в регионах Кыргызстана для журналистов прошли круглые столы по разъяснению нового закона «О телевидении и радиовещании».

Фото с сайта http://e-news.ks.ua