Недавно, посещая обычный продуктовый магазин по дороге домой, задумалась о правах и обязанностях работников службы охраны.
Охранник, встречающий посетителей, предложил оставить сумку перед входом в отдел магазина. Как законопослушная гражданка, согласилась с требованием, хотя доля сомнения все же осталась. Всегда складывается ощущение, что тебя безосновательно и обидно подозревают в потенциальной склонности к мелкому воровству.
Насколько мне известно, по законодательству России, это нарушение прав потребителей. Жителям Москвы, например, в подобном отношении повезло — у них есть «Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве».
В данном документе черным по белому написано, что работникам предприятия самообслуживания не разрешается обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.), а при выходе не должны проверяться правильность оплаты покупки и осмотр личных вещей (сумки, портфеля и др.).
С юридической точки зрения, просьба секьюрити показать личные вещи равносильна вопросу «Который час?», заданный случайному прохожему (отвечать никто не обязан, разве, что по желанию).
По закону, сотрудник службы охраны магазинов Москвы не имеет полномочий досматривать вещи. Это прерогатива исключительно сотрудников милиции. Так что охранник, если, конечно, у него нет при себе корочки сотрудника МВД, лишнего бланка протокола досмотра и двух понятых, не может копаться в ваших вещах.
Впрочем, определенными полномочиями работник секьюрити все же наделен. Так, заподозрив покупателя в краже, он может позвонить по телефону 02 и сообщить о свершившемся, на его взгляд, преступлении. При этом ни один закон не обязывает потребителя дожидаться милиционеров у кассовой стойки. Так что, московский потребитель вправе оставить негодующего охранника наедине с самим собой и с чистой совестью покинуть помещение.
Есть в этой «методичке» и еще один интересный момент — право не сдавать личные вещи при входе в магазин в камеру хранения. Можно ходить по торговому залу хоть с чемоданом, если есть желание таскать за собой такую тяжесть.
Читаю и завидую: повезло москвичам с таким методическим пособием, конечно, не все им пользуются, но все же это реальный способ защитить собственные права.
Относительно Казахстана, есть отдельные юридические документы, регулирующие розничную торговлю некоторых наименований товаров, например табачные и алкогольные изделия.
Есть другие защищающие права потребителя от недобросовестных действий охранной деятельности, например закон Республики Казахстан «Об охранной деятельности», статья 6 пункт 2 «… не допускается осуществление охранной деятельности для достижения целей, заведомо противоречащих основам правопорядка и нравственности».
В той же статье следующий пункт: «Лицо, права и законные интересы которого нарушены действиями лица, осуществляющего охранную деятельность, вправе требовать от такого лица соответствующих разъяснений и информации, а также вправе обжаловать такие действия в суд и другие государственные органы в установленном законодательством порядке».
Но об этом законе я узнала позже.
Придя домой из магазина с чувством, что меня, как и всех посетителей, все же подозревают в кражах, открыла юридическую базу.
Отдельные статьи из Административного и Уголовного Кодексов, на мой взгляд, тоже защищают права в данной ситуации.
Вооружившись знаниями, на следующий день в магазине на привычное «оставьте сумку в ячейке», заявила, что у охранника нет такого права.
Магазин был полон покупателей, конечно, парочка посетителей услышала, обратив внимание на меня и на недоуменное лицо охранника. На выходе тот решил «отомстить», остановив с просьбой показать содержимое сумки. И тут я еще пару раз процитировала несколько реплик из статей Кодекса об административных правонарушениях.
Прошло время, периодически приходится заходить в магазинчик, все тот же охранник стоит на своем месте, но молчит, увидев меня с сумкой.
После, проконсультировавшись с юристом, узнала, что в данном случае не следовало опираться на Административный и Уголовный Кодекс, а в основном — на Закон Республики Казахстан «Об охранной деятельности».
Получается, что выйти победительницей в данной ситуации мне помогла обыкновенная напористость и, конечно, незнание своих обязанностей охранником.
По роду своей профессии мне достаточно часто приходится бывать на круглых столах, где поднимаются вопросы юридического просвещения общества, о том как помочь людям отстаивать свои права.
Может быть, если бы каждый делился своими знаниями, опытом, и не только на семинарах и круглых столах, он бы тем самым внес вклад в развитие процесса соблюдения прав человека в нашем обществе.