Об этом на своей странице в сети Facebook написал эксперт по рынку нефти и газа Ерлан Жаукин, передает МИА «Казинформ».
«Развитие городов, создание новых экосистем, ускоряющийся темп жизни вносят свои требования и коррективы абсолютно во все сферы жизни человека независимо от его возраста, социального положения и уровня доходов.
Изменение архитектуры городов, их благоустройство, развитие абсолютно всех сфер жизни простого человека требуют новых подходов и решений.
Что такое автозаправочная станция сегодня?
На заре нашей независимости мы заезжали на АЗС, чтобы заправить свой автомобиль и поскорее ехать дальше. Немного позже появился сервис по мойке автомобиля и его мелкому ремонту.
Сейчас мы наблюдаем, что это уже не место, куда приезжают автолюбители для заправки своих коней. Это и место встреч за чашкой ароматного кофе, это и магазин, где можно приобрести не только напитки и сигареты. Спектр услуг АЗС расширяется вместе с ускорением темпов жизни.
Сегодня мы приезжаем на АЗС не только для того, чтобы заправиться топливом, но и для того, чтобы купить продукты питания или просто пообедать, а зачастую и для того, и для другого.
Сервис АЗС расширяется во всем мире, требует новых решений и, что естественно, новых инвестиций.
Качественный сервис требует качественных инвестиций. Что мы имеем сегодня?
Розничный реализатор в Казахстане находится под постоянным давлением государственных органов и общественного мнения. Мнение общества: в нефтедобывающей стране топливо должно быть дешевым. Учитывая текущие тенденции рынка нефтепродуктов и отсутствие возможности расширения розничного бизнеса, превращения его в современный комплекс услуг – сфера розничной реализации нефтепродуктов в Казахстане практически не имеет возможности развиваться. Для поддержания какой-либо экономической эффективности многие розничные операторы идут на различного рода ухищрения, связанные с ухудшением качества топлива или его недоливом потребителю.
На сегодня разница между оптовой ценой бензина Аи-92 на НПЗ и его розничной ценой на АЗС составляет около 26 тенге за литр:
— средняя отпускная цена за 1 литр бензина Аи-92 на НПЗ составляет 145,3 тенге;
— средняя розничная цена за 1 литр бензина Аи-92 – 171 тенге.
Разница между оптовой ценой на заводе и ценой бензина на АЗС составляет около 17 процентов.
При этом только средние железнодорожные расходы и услуги по хранению на нефтебазе составляют около 10 тенге за литр. В оставшиеся 16 тенге за литр розничный реализатор должен уместить все расходы между автоналивной эстакадой нефтебазы и баком автомобиля, а это доставка топлива до АЗС, заработная плата персонала АЗС, текущий ремонт АЗС, коммунальные платежи, обслуживание займов, налоги и… можно еще продолжать. И все это в 16 тенге. Даже сложив все указанные выше расходы розницы, можно сделать заключение, что современный заправочный бизнес в Казахстане если и зарабатывает что-то, то это не более 1,5-2 тенге на 1 литре топлива, или около 1 процента. При этом мы прекрасно помним о 10-15-процентной торговой наценке практически в любом ритейле – будь это торговый центр, рынок или «магазин за углом».
Практика большинства соседних государств позволяет говорить о 30-процентной разнице между оптом на заводе и ценой на АЗС. То есть это около 185-188 тенге за литр бензина Аи-92 на АЗС при нынешних оптовых ценах, или 10-процентной маржинальности розничного бизнеса АЗС.
Другим немаловажным фактором становится приближение 2024 года, когда наступает deadline по созданию общих рынков в рамках Евразийского экономического союза и очень вероятен рост конкуренции с крупными российскими розничными топливными ритейлерами, которые уже сегодня предлагают на своих АЗС сервис европейского уровня.
Фактически сегодня мы говорим о необходимости выработки механизмов поддержки казахстанского розничного топливного ритейла, его трансформации и повышении конкурентоспособности в ожидании грядущих перемен. Качественный сервис требует инвестиций. Для развития розничного топливного ритейла, повышения качества сервиса и услуг, предоставляемых АЗС, необходим достаточный уровень маржинальности, сравнимый с доходностью прочих видов розничного ритейла», — написал эксперт по рынку нефти и газа Ерлан Жаукин.